Северное сияние
При приближении на самолете к Анадырю через стекло иллюминатора можно увидеть фантасмагорическую картину. Посреди широкой равнины, покрытой озерами, расположилась одинокая пологая сопка, а над ее вершиной - облако. Имя той сопке - Дионисий, если над ним белая «шапка» - быть непогоде, утверждают местные жители...
При приближении на самолете к Анадырю через стекло иллюминатора можно увидеть фантасмагорическую картину. Посреди широкой равнины, покрытой озерами, расположилась одинокая пологая сопка, а над ее вершиной - облако. Имя той сопке - Дионисий, если над ним белая «шапка» - быть непогоде, утверждают местные жители.
С некоторых пор природную стихию на Чукотке не боятся. Ветер «перемалывают» через мельницы, снег укатали современными дорогами и зимниками, а против жуткого холода всегда найдется противодействие в виде благоустроенных жилищ.
Знакомьтесь - Крайний Север современного образца, где повсюду чувствуется хозяйская рука.
Желто-красно-бирюзовое вместо серо-буро-малинового
До Чукотки с Большой земли быстро можно добраться лишь самолетом. «Ворота» в суровый край сделаны на славу. В Угольных Копях построили ультрасовременный терминал, едва ли не лучший на Дальнем Востоке. Даже «Боинги» садятся как миленькие.
Правда, в сам административный центр автономного округа, 12-тысячный Анадырь, можно попасть либо на катере, либо на вертолете - через широкий лиман.
Каким все-таки ярким стал некогда серый населенный пункт. Желто-красно-бирюзовые в оранжевую полоску, зелено-сиреневые, пурпурно-голубые дома Анадыря из блеклых «хрущевок» превратились в волшебные жилища «изумрудного города», пусть и без балконов. В пургу, как говорится, не заблудишься. Да и настроение улучшается. Кстати, фасады пятиэтажек красят «тиккурилой», пять лет гарантии - ко всему подходят основательно, на века. Все улицы заасфальтированы. «Фасадное» великолепие венчается самой большой в России статуей Николая Чудотворца и Кафедральным собором Святой Живоначальной Троицы.
За последние годы в городе создали такую инфраструктуру, что можно обойтись и без летнего тепла. Ледовый дворец, кинотеатр, музейный комплекс «Наследие Чукотки», окружной медицинский центр, гостиницы, рестораны. Мэр приморской столицы Владимир Николаев, когда ему показывали очередной анадырский чудо-объект, каждый раз отвечал: «А вот у нас во Владивостоке не хуже…». Однако подчас контраргументов не хватало…
В связи с преображением города то ли в шутку, то ли всерьез рассказывают следующую историю. На заре своего губернаторства Роман Абрамович принимал за чистую монету любую просьбу, никому не отказывая в деньгах. Так вот, приезжает он в некую глухомань, а там мужики на него и насели: купи нам скотину - такое производство устроим! Через неделю в село доставили партию элитных голландских поросят, а мужиков и след простыл. Оказалось, местные алкоголики: о чем просили, уже и не помнят. Делать нечего - специально для импортной скотины построили отдельную свиноферму. Ну а с помощью «элитного» навоза озеленили скупую на растительность чукотскую столицу. Теперь и не скажешь, что здесь сплошная вечная мерзлота.
Стремятся не отставать от набравшего столичного лоска Анадыря и другие крупные населенные пункты автономного округа. Понятно, что не везде получается все и сразу. «Попытались приблизиться к Анадырю. Внешне сделали, а внутрь еще не заходили», - образно заметил заместитель главы Билибинского района по социальным вопросам Леонид Горенштейн.
…Еще каких-то пять лет назад Чукотка считалась самым настоящим банкротом. Рыболовство отсутствовало как отрасль, от оленеводческих хозяйств оставались рожки да ножки. Русское население перебиралось на запад к родственникам, коренные жители - чукчи, эвены, юкагиры - находили отдушину в употреблении крепких напитков.
Костюм настоящего хозяина Чукотки, спасителя огромного округа подошел по размеру лишь причудливому российскому олигарху.
На крайнем северо-востоке страны теперь любят подзабытое слово «пятилетка», потому как план Абрамовича и его умелых менеджеров был многократно перевыполнен. Рост валового регионального продукта за пять лет вырос в пять раз. Извечно дотационная Чукотка превратилась в большую строительную площадку, почти расплатившись по долгам с федеральным центром.
Губернатор округа лично подбирал персонал, поскольку в основе его антикризисной программы на первом месте значились высококвалифицированные кадры. Если в России таковых не находилось, искали за рубежом - в Израиле, Турции и даже отдаленной Боливии. Выяснилось, что на Чукотке можно предоставить отличный стимул для работы - как минимум хороший заработок.
(Свежий анекдот от аборигенов. Спрашивают у чукчанки:
- Кто сейчас президент России?
- Как, кто?! Абрамович!..)
Смотрим дальше. Рождаемость увеличилась в полтора раза и превысила смертность. А вот поток туристов из соседней Аляски многократно уменьшился. Но данный факт только кажется печальным. Как выяснилось, американцы раньше преодолевали Берингов пролив, чтобы «хапнуть экзотики»: прокатиться по бездорожью, посмотреть на бараки и развалины. Отныне подобные «аттракционы» в дефиците. Фактор более чем показательный.
Синее и белое
«Манчестер Сити» для нас - традиционно неудобный соперник, поэтому крупная победа приятна вдвойне», - это о старте в чемпионате Англии лондонского футбольного клуба «Челси» устами одного из местных чиновников. Сине-белая атрибутика dream team Романа Абрамовича отодвинула с чиновничьих полок банальные дипломы и прочие сувениры. О «Челси» здесь знают мельчайшие подробности, будто бы футбольные новости стали частью докладов на утренних аппаратных совещаниях.
Было очень трогательно наблюдать, как в вертолет летчики бережно укладывали большие пакеты с темно-синими, как вечернее чукотское небо, футбольными мячами:
- Это очередная партия от Романа Аркадиевича. Для детей…
Воистину, Роман Аркадиевич - фигура на Чукотке культовая, хотя и бывает здесь не так часто. И в то же время загадочная. Словно не от мира сего. Для политики это звучит по меньшей мере странно. Все-таки наш герой - не просто бизнесмен, а глава региона, государственный деятель. Априори - человек публичный, обязанный по идее время от времени преподносить пару-тройку популистских или не очень популистских фраз. Однако губернатор ЧАО больше похож на рок-музыканта или деятеля искусств, вернее, самого закрытого представителя данных профессий - от того, очевидно, и культового.
Говорит мало. Ведет себя довольно демократично. И одевается тоже. Вместо «селедки» и прочих аксессуаров «важняков» - кроссовки, модные «протертые» джинсы. Долой бритье: фирменная щетина. Любимый жест - по-философски «уложить» голову на ладонь руки. Улыбается. Прекрасное чувство юмора. В самолете я сидел через проход от названого человека в джинсах. Перед полетом стюардесса застегнула на нем ремень безопасности:
- Наверное, вы думаете, что я отсюда сбегу, - парировал Абрамович…
Рассказывают, он любит детей (своих пятеро), никому не отказывает в совместном фотографировании. Однако к нашему брату по-прежнему поворачивается спиной. Кстати, эту моду постепенно переняли другие чукотские чиновники. Мы, мол, не светимся: есть люди более достойные.
Еще один характерный принцип местного начальства - прагматизм. Чукотские администраторы никогда не поедут на международный или региональный конгресс, даже с самым аппетитным названием, если не почувствуют конкретную выгоду от визита. «Если и ехать, то сразу заключать контракт».
Золотое и позолоченное
Действительно, если на Чукотке и заключаются контракты, то серьезные. От продажи лицензии на освоение золотоносного месторождения Купол в Чаун-Билибинском треугольнике государство выручило 60 миллионов долларов. Это, а также некоторые другие сырьевые производства вот-вот загрузят заказами по полной программе Билибинскую атомную электростанцию, которую сначала хотели закрыть, а затем передумали. Перспективы-то есть!Не забывают на Крайнем Севере и о духовной стороне. В Билибино возводят огромный храм Преподобного Серафима Саровского. Директор фонда по его строительству Валерий Рыбаков говорит вещи неожиданные:
«Жизнь на Севере тяжелая, много людей в возрасте. Наш холдинг, куда входит и местная атомная электростанция, занимается благотворительными программами в Нижегородской области. В Арзамасе-16 (ныне - Саров), откуда многие из наших сотрудников родом, в свое время была создана первая атомная бомба. Мы же, скажем так, строительством церкви на центральной Чукотке замаливаем грехи своих отцов».
* * *
И тем не менее не все так просто в северном Клондайке, проблем хватает. Молись - не замолишь. Вопрос, нужно ли развивать этот суровый край дальше или же свернуть все производство, вывезти население на «материк», остается актуальным.
Житель со стороны ахнет, увидев на прилавках магазинов картофель по 120 рублей за килограмм и бутылку «Шмаковской» - за 170… По экономическим причинам округ решил отказаться от доставки продовольствия и топлива Северным морским путем. Отныне завоз осуществляется через Находку и Владивосток. В ближайшем будущем рассчитывают и на собственные месторождения углеводородов.
Помимо прочего существенным ударом по копилке округа стал уход из региона «юридического лица», от которого бы не отказался любой субъект Федерации, - бывшей компании Абрамовича «Сибнефть». Потери бюджета только в 2006 году составили 6 миллиардов рублей. Найти подобного инвестора будет непросто. И не потерять бы при таком раскладе интерес к округу самого Романа Аркадиевича.
Светлые головы из команды Абрамовича разработали и представили на обсуждение три стратегических сценария, три альтернативы развития Чукотки. Они были представлены накануне Совету при полномочном представителе президента в Дальневосточном федеральном округе Камиле Исхакове.
Первый сценарий предполагает значительное увеличение инвестиций из федерального бюджета в геологоразведку и инфраструктуру, что к 2020 году предполагает рост более чем в три раза собственных доходов региона.
Второй вариант: Чукотка развивается «точечно», как в последнюю «пятилетку».
Ну и третий - снижение уровня экономической активности, консервация АЭС, вывоз населения (20 тысяч человек) на материк. Округ превратится в национальный парк, что позволит сохранить самобытную культуру малочисленных коренных народов.
Какой из трех чукотских сценариев выберет Москва, покажет ближайшее будущее. Что же касается аборигенов, то о них - разговор отдельный...
Автор: Александр СЫРЦОВ (фото автора), «Владивосток»Анадырь - Билибино - Владивосток