Андрей ФУРСЕНКО: Скоро можно будет взять образовательный кредит
В среду в Приморье побывал министр образования РФ Андрей Фурсенко. График его поездки включал встречу с губернатором, визиты в краевую школу-интернат ВГУЭС для одаренных детей, в ДВГУ и президиум ДВО РАН, а также видеоконференцию с регионами страны.
В среду в Приморье побывал министр образования РФ Андрей Фурсенко. График его поездки включал встречу с губернатором, визиты в краевую школу-интернат ВГУЭС для одаренных детей, в ДВГУ и президиум ДВО РАН, а также видеоконференцию с регионами страны.
Свою задачу министр сформулировал так: «Из Москвы всего не увидишь». И потому активно смотрел и внимал. У встречающих гостя хозяев была своя задача: наперебой рассказать о своих достижениях, скромно напомнить о нерешенных проблемах и услышать, что же дальше будет в системе образования и науки. Глобальных открытий не случилось, но перспективы обрисованы и обсуждены.
О национальном проекте
Любопытно, что министр расставил акценты без лишних сантиментов, сказав, что специалисты слишком уж эмоционально хвалят саму идею проекта, приписывают ему небывало масштабные результаты. «Да, приоритетный проект стал катализатором в сфере образования: вузы и школы готовили инновационные проекты, вели аналитическую работу, сумели посмотреть на себя новым взглядом. Интересные результаты дал и конкурс учителей, лучшие из которых к Дню учителя получат по 100 тысяч рублей. Но не стоит забывать, что и до национальных проектов была жизнь! И сейчас развитие системы образования несопоставимо шире – как по финансам, так и по задачам».
Тем не менее Фурсенко объявил о расширении национального проекта: два новых пункта начнут осуществляться с 2007 года. Первый – развитие начального и среднего профессионального образования. Дело в том, что перекос в сторону высшего образования и переизбыток специалистов некоторых профилей уже виден невооруженным глазом, в то время, как ощущается явная нехватка высококвалифицированных рабочих. Вот почему по стране на базе наиболее продвинутых учебных заведений (очевидно, опять на конкурсной основе) будут созданы оснащенные по современным меркам центры начальной профессиональной подготовки. Второй пункт, который пополнит нацпроект, – поддержка программ комплексного развития системы образования в регионах. Это значит, что теперь регион должен старательно потрудиться и создать целую систему развития своего образования. Чьи проекты окажутся лучшими, те получат немалые деньги. «Уже сейчас началась работа, чтобы включить новые программы в федеральный бюджет 2007 года», - сообщил министр.
Вообще, предложений расширить перечень пунктов нацпроекта во все стороны звучало немало, особенно на видеоконференции из регионов. Действительно, какой может быть прорыв, если зарплата учителя по-прежнему остается унизительно низкой? И тысяча за классное руководство ничего не решила. Или вопрос с детскими садами: страна просто задыхается от нехватки дошкольных мест, надо что-то решать, плюс к тому про зарплату воспитателей и нянечек даже говорить стыдно. Кроме того, в дошкольном образовании тоже нужны инновационные программы развития детей…
Министр остудил пыл: лучше меньше направлений, но чтоб сумма гранта получилась солидной. А что толку размазывать копейки? Тем более что многие вопросы можно решать и на других уровнях власти. Например, как в Челябинске (этот регион участвовал в видеоконференции), где принята программа в ближайшие годы открыть 5 тысяч мест в дошкольных учреждениях, вернуть когда-то проданные помещения и построить новые. Причем строительство одного «мега-сада» уже завершается. А кроме того, губернатор Челябинской области принял программу грантов: 100 лучших садов получат по 100 тысяч рублей и 100 учреждений дополнительного образования – по 150 тысяч.
Об учебниках
Критики школьных учебников в последнее время было много и на всех уровнях: усложненные, непродуманные, скучные. «Мы в министерстве решили заняться этим вопросом. Провели предварительную экспертизу, пригласив специалистов РАН и Академии образования. Самый поверхностный обзор потряс: оказалось, только 18 процентов школьных учебников не содержит грубых ошибок! Учебники истории, литературы грешат субъективизмом, вызывают немало споров в изложении сложнейших и деликатных вопросов. А кроме того, список учебников непозволительно велик. И есть реальная опасность, что школьник попросту не получит необходимый стандарт знаний, не сможет поступить в вуз, если учитель вел свой курс по сомнительному пособию. Вот почему мы начинаем масштабную работу по экспертизе учебников. Кроме ученых к ней будут привлечены и школьные педагоги, особенно из числа тех, кто стал победителем конкурса в рамках нацпроекта. В итоге по каждому предмету лучше оставить три-четыре учебника, а содержание досконально выверить».
Об образовательных кредитах
10 августа на совещании правительства РФ принята концепция образовательного кредита. Если абитуриенту не хватило пары баллов для поступления на бюджетное место, он сможет взять деньги в банке под невысокие проценты.
«Мы предполагаем, что будут три вида кредита, - объяснил Фурсенко. – Основной – для получения основного профессионального образования, дополнительный (например, студент учится на инженерной специальности бесплатно, но параллельно хочет получить и специальность менеджера или диплом переводчика, а это уже только на коммерческой основе), и третий вид кредита – сопутствующий (если студент учится, но не хватает денег на аренду жилья, учебники и питание). Скоро все юридические детали проекта будут продуманы, приняты и опубликованы. На первых порах образовательный кредит пройдет экспериментальный этап, а затем системой сможет воспользоваться каждый нуждающийся».
О бюджетных местах
Будет ли уменьшаться количество бюджетных мест в вузах? «К сожалению, общество переживает тяжелый демографический спад, - ответил на этот вопрос министр. – При этом сейчас в вузах страны учится в несколько раз больше студентов, чем в самые благополучные советские времена. И все же неизбежно, что количество бюджетных мест будет уменьшено. Правда, закон будет соблюден: на каждые 100 тысяч населения должно быть не менее 170 мест за счет бюджета. У нас получается даже больше. Другое дело, министерство считает своим долгом регулировать структуру профессиональной подготовки. Уже в этом году уменьшен прием на экономистов и юристов, но приняли больше на информационные технологии, на инженерные специальности, особенно в области энергетики, нефтяной отрасли».
Автор: Марина ИВЛЕВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»