Приморье: вид из космоса

Все мы в душе немного путешественники, с той лишь разницей, что одни это делают по зову души или призванию, а другие – по роду своей профессии. Но каждый, отправляясь в путь, обязательно укладывает в свой багаж карту, проспект или красочный путеводитель того места, где предстоит побывать. Это не примета, а скорее необходимость, чтобы просто не заблудиться...

31 авг. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2007 от 31 авг. 2006

Все мы в душе немного путешественники, с той лишь разницей, что одни это делают по зову души или призванию, а другие – по роду своей профессии. Но каждый, отправляясь в путь, обязательно укладывает в свой багаж карту, проспект или красочный путеводитель того места, где предстоит побывать. Это не примета, а скорее необходимость, чтобы просто не заблудиться.

Не сойти с дистанции

Наши приморские картографы постарались сделать окружающий мир понятнее и сейчас продолжают заниматься разработкой электронной версии карты Приморского края, вернее, ее модернизацией: обновлением и уточнением. Скажем так, задача не из легких, и корреспондент  «В» смог лично убедиться в этом. 

Водитель Александр Кравцов знает все о приморских дорогахПолевая бригада состояла из трех человек: руководителя предприятия Юрия Попова, водителя Александра Кравцова и меня. Весь Приморский край буквально испещрен различными дорогами. Предстояло выяснить, как эти трассы выглядят сейчас.

Справка «В»
В 2006 году Федеральное агентство геодезии и картографии России (Роскартография) выполняет федеральную программу по обновлению топографических карт в масштабе 1:100000 (в одном сантиметре плана отражен один километр поверхности) для того, чтобы обеспечить силовые ведомства, народное хозяйство и население самыми свежими картами. В нашем крае такие работы выполняет ФГУП «Приморское аэрогеодезическое предприятие».

Большинство карт и атласов, которыми мы сейчас пользуемся, устарели, а их обновление нуждается в финансировании проекта и дополнительных технических средствах. Сегодня без космической навигации не обойтись. Поэтому в дорогу специалисты взяли мобильную систему, которая с помощью спутниковой связи и программного обеспечения, разработанного приморскими картографами, помогала ориентироваться на местности и одновременно наносить трек (трассу).

Первоначально предстояло уточнить, можно ли проехать от поселка Лазо до Чугуевки через перевал Песчаный. На карте эта дорога обозначена, но почему-то все направлялись в объезд.

Рабочий Лазовского отделения предприятия «Примавтодор» Владимир Коротков рассказал:

- В 70-х годах прошлого века там была проложена  трасса для лесовозов. Сейчас она на отдельных участках вообще непроходима, потому что горные речки во время ливней размыли ее.

И посоветовал отправиться в объезд через села Сергеевка, Молчановка, Слинкино и поселок Веселый, а это немалый крюк. Однако мне так и не довелось быть первым журналистом, который проехал по этой дороге.

Несмотря на то, что навигационная система помогала ориентироваться на местности, поселок Веселый так и остался недоступен. Через 8 километров возникло препятствие – река Арсеньевка размыла дорогу. Оставался только один путь - через перевал.

Суббота. Арсеньев. Юрий Попов: «Пришло время сверять координаты»По дороге Юрий Попов наносил на электронную карту все объекты, которые встречались по пути: станции технического обслуживания, мосты, начало и окончание асфальтового полотна и многое другое. Но неожиданно столкнулся с проблемой – системой не была предусмотрена переправа без мостов, то есть вброд. А мы 16 раз преодолели такое препятствие на пути. Теперь и этот недостаток будет устранен.   

- В работе мы используем американские спутники (их всего 24), а в ближайшем будущем начнет работать система и наших сателлитов, - рассказал Юрий Попов. – Все необходимые данные получаем при помощи GPS-приемников. Приемники сообщают точное положение, высоту над уровнем моря, скорость и направление движения, а программное обеспечение, которое разработано нашими специалистами, позволяет показать это на экране компьютера, рассчитать пройденный путь и время движения, записать сам маршрут, чтобы позднее превратить его в дорогу на электронной или бумажной карте.

В этот день мы преодолели 600 километров пути. Чтобы составить самые подробные карты, специалистам приходится в среднем проезжать по 6 тысяч километров различных трасс.  

- Мы проехали по маршруту, а как он будет обозначен на карте? – интересуюсь я.

- А это нам еще предстоит решить, - отвечает Юрий Владимирович. - По этой дороге проехать можно, вот только на каком транспорте? Добавим поясняющие надписи, чтобы не вводить людей в заблуждение. По всей вероятности, это лесная трасса, хотя когда-то она была хорошей дорогой. Просто за ней перестали следить.

И навигатор в кармане

Спутники видны как на ладониПосле такого экстрима даже не верится, что основные работы по составлению карт ведутся в кабинетной тишине. Они производятся на основе космических снимков, на которых видны все дороги (особенно в осенний и зимний периоды). Их можно нанести на карту, но далеко не всегда по ней можно определить качество и состояние дороги, наличие мостов, бродов, то есть ответить на вопрос – можно ли по этой трассе проехать? Тогда и снаряжаются полевые бригады, а потом карта дорабатывается специалистами: картографами, геодезистами, программистами, дизайнерами... Конечным результатом станет полная электронная карта всего Приморского края.

Она очень удобна в обращении. Замечу, что многие импортные автомобили выпускаются с навигационными системами. Чаще всего они снабжены обобщенными или мелкомасштабными картами. Наши образцы не уступают зарубежным аналогам и в чем-то порой даже превосходят их. Главное отличие в том, что наша карта более подробная и точная и, к тому же, снабжена возможностями поиска любого географического объекта, продолжает Юрий Попов.

Работы планируется завершить к концу этого года, а в январе электронные версии карт Приморья появятся в продаже. Система может быть использована не только автомобилистами, она позволит морякам пройти верным курсом, а грибникам не заблудиться в лесу. В небольшой переносной прибор, который чуть больше сотового телефона, «загружается» тот участок пути, где планируют побывать любители «тихой охоты». (Погрешность бытовых приборов составляет от 2 до 15 метров, а миллиметровую точность обеспечивают геодезические приемники.)

Стоимость таких народных электронных карт будет составлять от 1,2 до 7 тысяч рублей. Планируется также, что карты будут выполнены не только в электронном виде, но и в «твердом», бумажном варианте.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА (фото автора), «Владивосток»