Секретный хутор за речкой
Полузаброшенных гарнизонов в Приморье десятки. Они то ли доживают свое время, то ли ожидают счастливого часа. Оставшимся здесь людям просто некуда деться. Но одно дело, когда обветшавший и наполовину опустевший гарнизон находится рядом с каким-то населенным пунктом, на пересечении путей-дорог, и совсем другое - жить в отрезанной от мира глуши...
Полузаброшенных гарнизонов в Приморье десятки. Они то ли доживают свое время, то ли ожидают счастливого часа. Оставшимся здесь людям просто некуда деться. Но одно дело, когда обветшавший и наполовину опустевший гарнизон находится рядом с каким-то населенным пунктом, на пересечении путей-дорог, и совсем другое - жить в отрезанной от мира глуши.
Считай, посреди леса, под самой сопкой стоят два дома: трехэтажный и пятиэтажный, чуть дальше - небольшой частный сектор. Это и есть то, что осталось от гарнизона под селом Новороссия Шкотовского района. Школа, офицерская столовая, еще несколько строений зияют пустыми глазницами окон или просто превратились в руины. Когда-то здесь была расквартирована элитная часть, в гарнизоне жили военные летчики и их семьи. Здешние мальчишки в душе гордятся историей своего, в прошлом секретного места. Двенадцатилетний Кирилл Бобрик знает, что еще до войны с их аэродрома взлетали «Кобры», а в последние годы - штурмовики «Су-25». Их он даже помнит. Но с 1995 года, рассказал Кирилл, самолеты перестали летать, а в 2000-м разобрали бетонные плиты на аэродроме. Теперь здесь просто захудалый хутор.
Не смогли уехать и получше устроить свою судьбу в основном гражданские, которые работали в части. Жилищные сертификаты им не положены, а заработать на покупку квартиры не удалось. Слава богу, в многоэтажки подается холодная вода, исправно работает котельная «Примтепло-энерго» и зимой в обоих почти наполовину пустых домах тепло. Красивая природа кругом - тоже плюс. Но это, пожалуй, все, чем могут похвастаться хуторяне.
Несмотря на то, что до партизанской трассы недалеко - около трех километров, а там уже и до Новороссии рукой подать, они чувствуют себя отрезанными от мира. На беду, гарнизон был построен по ту сторону реки Шкотовка. Вроде бы невелика река - «поколенка», как выразился наш экскурсовод Кирилл, но все равно через нее перебраться как-то надо. К тому же, уничижительное определение речке подходит не всегда, бывает, вода так поднимается, что перехлестывает через пешеходный мостик, а о хлипком сооружении для проезда машин и вообще говорить нечего - его размывает в два счета. Мостом его даже не назовешь - просто переправа из подручного материала, которая разрушается после каждого хорошего дождя. Мы с интересом наблюдали, как преодолевали эту преграду местные автолюбители. Они сами ремонтируют свой «супермост» и знают, как тут лучше проезжать, поэтому не мешкают. Однако первый раз, честное слово, страшно.
- На нашем мосту хорошо сдавать зачет по автовождению, а еще лучше - экзаменовать каскадеров, - горько шутят водители.
Однако и по мосту для пешеходов без особой выучки не пройдешь. Шатающийся, скользкий, без перил, местами разрушившийся - особенно страшно за детей. А перебираться по мосту в любом случае приходится, потому что школьный автобус забирает ребят на аэродроме - по ту сторону реки. Однажды случилась трагедия - с моста упал и погиб маленький ребенок, поэтому родители живут в постоянном страхе за детей.
- На будущий год сын пойдет в первый класс, - уже сейчас переживает Геннадий Лангимец. - Неужели новый мост нам так и не сделают?
Жителей бывшего гарнизона не меньше волнует и другой вопрос - станет ли когда-нибудь меньше ям на их злосчастной дороге? Александр Туболов припомнил, что последний раз грейдер проходил три года назад. Стоит ли удивляться, что ни один водитель добровольно сюда ни за что не поедет, поэтому даже для коммерсантов бывший гарнизон по-прежнему остается недоступным - не только магазина, но даже киоска здесь нет. Спасибо, хлеб через день привозят со Шкотовского хлебозавода, да три раза в месяц на машине доставляют пенсию. Все остальное время почтальон Ольга Морозова ходит с трассы пешком. Несет на себе не только письма и газеты, но и продукты - сахар, масло, крупы. Пенсионеры очень просят, да и другие ее клиенты тоже - не все ведь имеют машины, чтобы съездить за покупками. Приходилось носить по 10-15 килограммов. Хорошо еще, что сын иногда встречает на мотоцикле.
Александр Бушмелев, глава Центральненского сельского поселения, куда входит бывший гарнизон, хорошо знает о бедах его жителей и в будущий бюджет поселения пытается вбить хоть какие-то средства на ремонт дороги и решение других проблем хуторян. По большому счету, такие полумеры ситуацию, может быть, и не спасут, но все-таки помогут поддержать жизнь на хуторе. Это очень важно для местных жителей, оказавшихся заложниками шарахающейся из стороны в сторону государственной политики. Каждый из них надеется, что эта самая политика когда-нибудь повернется к ним лицом.
Автор: Ирина ГОРДЕЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»