Сергей Иванов расставил акценты
Сергей Иванов в Приморье считается частым гостем: край по-прежнему остается дальневосточным форпостом России. Министру обороны работы здесь хватает.
Сергей Иванов в Приморье считается частым гостем: край по-прежнему остается дальневосточным форпостом России. Министру обороны работы здесь хватает.
Судостроение и социальное обеспечение военнослужащих – вот главные вопросы, которыми руководитель МО и заместитель председателя правительства России Сергей Иванов на этот раз занимался в Приморье. В Уссурийске, а конкретнее, в закрывающемся Дальневосточном высшем военном автомобильном командном инженерном училище, где его ждали, пожалуй, больше всего, он так и не появился. Глобальные правительственные планы реформирования судостроительной отрасли, местом обсуждения которых стал Дальневосточный завод «Звезда» в Большом Камне, оказались важнее.
«Оборонка» или «гражданка»?
Иванов прибыл сюда выслушать руководителей предприятий отрасли по поводу стратегии развития и реформирования судостроительной промышленности на период до 2030 года, существующей пока в рабочем варианте. Ее, как было подчеркнуто, все-таки нужно принимать сообща, после детального обсуждения.
Цель стратегии – создание нового, конкурентоспособного облика отечественной судостроительной промышленности. С ее помощью планируется увеличить объемы производства к 2010 году более чем в полтора раза, к 2015 – в 2,2 раза, к 2030 - в четыре раза. И Дальневосточный регион, обладающий колоссальными производственными ресурсами, в этом деле не последний. Ведь важнейшим аспектом стратегии является еще и развитие шельфа.
С другой стороны, Дальний Восток фактически оказался транспортно изолирован от крупных российских промышленных предприятий, участвующих в судостроительной кооперации. Об этом не постеснялись напомнить участники совещания. Министр и сам отметил, что при серийном производстве кораблей и судов крайне сложно здесь, на Дальнем Востоке, использовать интеллектуальный потенциал конструкторских бюро, расположенных в основном в западной части страны. Выход банален – развивать регион.
В плане всевозможных потенциалов Иванов «Звездой» остался доволен. Он осмотрел важнейшие объекты завода, единственного предприятия по утилизации атомных подводных лодок ТОФ, обеспечивающего экологическую, ядерную, радиационную и промышленную безопасность. Построенный на японские средства плавучий завод по очистке жидких радиоактивных отходов «Ландыш» уникален не только для России - для всего мира. «После создания этого комплекса ни одна капля жидких радиоактивных отходов не попала в Японское море», - рассказывал директор «Звезды» Юрий Шульган. Сергей Иванов увидел, как ремонтируются атомная подводная лодка «Иркутск» и эсминец, причем за надводные корабли завод взялся совсем недавно. Но это не самое главное. Гражданское судостроение тоже требует внимания. В соответствии с губернаторской программой обновления рыболовного флота уже построено рыболовное судно, успешно прошедшее ходовые испытания и переданное заказчику - компании «Моряк-Рыболов». Перед этим был сдан в эксплуатацию средний траулер-морозильщик. Кроме того, на заводе ремонтируются тепловозы для Лучегорского ТЭК.
И это Иванову очень понравилось:
- Невозможно рассчитывать только на гособоронзаказ. Ни одно предприятие не удержится на плаву, если будет надеяться только на военный заказ. Так не бывает нигде в мире, и у нас такого не будет.
По словам министра, если с российским военным кораблестроением, о чем свидетельствуют экспортные контракты, все в порядке, то как раз в гражданском судостроении налицо очень большие проблемы. Российские заказчики покупают и заказывают много судов, но в основном за границей, а не дома: слишком у нас высокие налоги. К тому же отечественные предприятия оснащают суда заграничным высокотехнологичным оборудованием, агрегатами, при ввозе которых по нашему таможенному законодательству опять же взимаются огромные пошлины. Стратегия предлагает решать эти вопросы с помощью снижения или даже обнуления таможенных налогов на те узлы и агрегаты судового оборудования, которые в России не производятся. Поживем - увидим?
В общем, гражданскому производству - дорогу. А на гособоронзаказ слишком уповать действительно не стоит. Особенно арсеньевскому заводу «Прогресс». Министерство обороны в рамках государственной программы вооружений, рассчитанной до 2015 года, планирует купить лишь 12 вертолетов «Черная акула», производящихся на «Прогрессе». Они вместе с тремя уже приобретенными машинами будут использоваться только в интересах спецназа Главного разведывательного управления генерального штаба. Уж больно дорогие, несмотря на то, что очень хорошие. А серийной боевой машиной Вооруженных сил России будет вертолет «Ночной охотник».
Военное жилье - не проблема?
Вернувшись во Владивосток, Сергей Иванов за закрытыми дверями штаба Тихоокеанского флота посовещался с флотским руководством. Здесь уже речь шла о военной «социалке».
- Меня очень интересовала жилищная проблема, - поведал министр журналистам.
И пообещал, что в нынешнем году для тихоокеанцев будет построено около 500 квартир. И это не предел, ведь для строительства существуют вполне видимые и понятные резервы. Во-первых, президентская программа «15+15», в рамках которой для решения жилищной проблемы военнослужащих в 2006-2007 годах выделяются дополнительные 30 миллиардов рублей. Правда, они пойдут не в Приморье, а в пять наиболее проблемных, по определению министра, регионов – Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также Калининград. Но зато бюджетные средства будут освобождены для других регионов, где также нужно строить жилье. Владивосток в их числе. Второй резерв - активно внедряемая рыночная система обеспечения жильем военных. Земли Минобороны выставляются на инвестиционные торги на рыночных условиях. Победитель торгов обязательно строит жилье военнослужащим.
- В нынешнем году только за счет этого источника, без привлечения бюджетных средств, в целом по Минобороны России мы получим около пяти тысяч квартир, - заверил Иванов. - Это существенная прибавка.
Кроме того, министр пообещал современное обустройство мест базирования ТОФ, на что государство уже изыскало большие средства. Так, в Вилючинске построен современный Дом офицеров, строятся спортивно-оздоровительный комплекс и госпиталь, лучший от Урала до Тихого океана.
И все эти старания – для будущих контрактников, на которых армия нынче делает ставку. Правда, сам Иванов считает невозможным переход всех ВС на контракт в обозримой исторической перспективе. По многим причинам, основная из которых - финансовая. Однако уже к 2008 году федеральная целевая программа перевода частей постоянной готовности (сухопутных войск, практически всех воздушно-десантных войск и ряда подразделений морской пехоты) на контракт, принятая в 2004 году, должна быть завершена. В результате чего срок службы по призыву сократится вдвое - с двух лет до 12 месяцев.
- А начиная с 2009 года мы перейдем к следующему этапу, когда на контрактный способ комплектования начнут переводиться все должности сержантов и старшин, - заявил министр.
Что ж, военная реформа идет полным ходом. И как раз ее частью является ликвидация некоторых военных образовательных учреждений. Сергей Иванов объяснил, что решение закрыть вуз в Уссурийске не спонтанное:
- За 15 лет вооруженные силы сократились в 3,6 раза. Количество военных вузов при этом сократилось гораздо меньше. Вообще в ближайшие несколько лет в соответствии с принятой правительством федеральной целевой программой реформирования военного образования мы закроем около 20 высших военных учебных заведений. Потребность Дальневосточного военного округа в военных автомобилистах составляет 72 человека в год. При том, что у нас существуют еще два военных автомобильных училища - в Челябинске и Рязани. Но чтобы молодые люди не уезжали с Дальнего Востока, мы увеличили емкость Благовещенского военного училища, кстати, многопрофильного, на 150 человек в год. А в помещениях уссурийского училища будут расквартированы части постоянной боевой готовности. И те гражданские люди, которые сейчас работают в училище, смогут продолжить ту же работу. Им ведь неважно, училище там или воинская часть, - рабочие места сохранятся в том же объеме.
Если по поводу ситуации в Уссурийске Иванов выразился четко, то ответ на не менее волнующий вопрос о ликвидации военных кафедр в гражданских вузах был таким:
- Надеюсь, с 1 сентября в трех вузах Приморья откроются новые современные военно-учебные центры. Молодые люди, желающие связать свою судьбу с армией, смогут получить здесь настоящую, а не липовую подготовку и, заключив контракт, пойти на службу офицерами.
Сергей Иванов удовлетворил любопытство журналистов по поводу выдвижения на пост президента России от новой политической партии:
- У министра обороны, вице-премьера столько свободного времени, что я с радостью готов еще этим заняться. Делать мне больше нечего! Чушь это, конечно, собачья…
Автор: Вера КОНЮХОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»