Фанат дороги

Палатка, непромокаемая куртка, налобный фонарик, блокнот, фотоаппарат и бутылка минеральной воды… С таким запасом за плечами в рюкзаке 23-летний москвич, выпускник Российского университета дружбы народов Иван Анисимов вышел 18 июля из дома, чтобы спустя 28 дней сделать победный звонок в столицу с побережья Японского моря.

25 авг. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2004 от 25 авг. 2006

Палатка, непромокаемая куртка, налобный фонарик, блокнот, фотоаппарат и бутылка минеральной воды… С таким запасом за плечами в рюкзаке 23-летний москвич, выпускник Российского университета дружбы народов Иван Анисимов вышел 18 июля из дома, чтобы спустя 28 дней сделать победный звонок в столицу с побережья Японского моря.

Он не псих и не фанатик. Для него автостоп – не образ жизни, а любимое увлечение, возможность оторваться от быта. Третий год он путешествует по миру, не тратя на дорогу ни копейки. Ночует в лесу или в машинах с дальнобойщиками, ест, что придется, рассказывает о себе, а еще чаще – слушает. В 2003 году Иван впервые попробовал автостоп: работал волонтером во Франции, денег особо не было, а передвигаться как-то нужно - вот и ловил проезжающие машины. В 2004-м уже с приличным опытом за 2,5 месяца «пробороздил» 16 европейских стран. Тогда же издал небольшим тиражом книжку в жанре дневника «автостопщика». В 2005-м в одиночку добрался автостопом от Москвы до Марокко и обратно. Когда Европа пресытила, двинулся на восток.

- Хотел посмотреть на страну изнутри, - говорит Иван. - Ведь так же, как Турция – это не Анталья, а Франция – не Париж, так и Россия – это не Москва… Какая она? Вот увидел: местами нищая и безлюдная, местами – дорогая и красивая…

Батюшка, военный, бандит

Первую машину Иван поймал в течение 20 минут. Это был возвращавшийся в Подмосковье с работы водитель, потом остановил бывшего таксиста, затем около сотни километров проехал на фуре с цистерной «Огнеопасно». В первые дни все складывалось удачно: за сутки автостопер проезжал 500 - 600 км, разговора о деньгах водители даже не заводили. Сейчас уже и не припомнить всех подвозивших - их больше сотни.

- Может, кто-то из автостоперов и привередничает на дороге, а я не отказывался ни от одной машины: ехал и с работниками дорожных служб, и на старых раздолбанных грузовиках трясся. Что касается водителей, то интуиция меня ни разу не подводила – отличные люди попадались. Например, недалеко от Томска остановился батюшка. Денег не взял, только попросил, чтоб я поставил свечу в церкви. А до Уфы 200 км ехал с воякой, который участвовал в разных кампаниях и постоянно повторял: «Ты – фанат дороги, а я – фанат войны». Подвозил меня на «Хонде» и настоящий читинский бандит по кличке Алекс…

По пути до Байкала москвич задерживался в каждом крупном городе: гулял, осматривал достопримечательности, общался с жителями. Иногда просто шел пешком через встречные города, а за населенными пунктами ловил попутки.

«Входной билет» - кулаком по лицу

Несмотря на то, что Иван совершенно не боялся дороги, опасный и неприятный случай в путешествии все же был. Недалеко от города Петровск-Забайкальский Читинской области он долго не мог поймать машину и уже собирался ложиться спать у заправочной станции, когда внезапно подъехали «Жигули». За рулем был лесник, с которым Иван, того не замечая, проболтал до самого утра. А на рассвете к ним привязалась компания молодых и шальных. После недолгого общения местные, а заодно и ночной собеседник решили, по-русски говоря, набить чужеземцу морду.

- Я им представился журналистом из Волгодонска, - говорит Иван. - Сказать, что я из Москвы, тогда было смерти подобно! Парни тут же схватились за камни: «Докажи, что ты журналист, соврешь – убьем». Я показал какие-то свои путевые записки, они поверили. Налили мне водки и отпустили. А избили меня, как они объяснили, - на память. Такой по местным обычаям «входной билет» в Читинскую область!

Дальше была дорога нон-стоп: без остановок и отдыха. Тем более впереди ждал самый сложный – нехоженый и неезженый – участок от Читы до Биробиджана.

Бегство «синей» коровы

- Особенность этой дороги в полном отсутствии постов ДПС. Дальнобойщики через одного ехали «синие», некоторые настолько, что у них даже «корова» с дорожного знака «выбегала» на трассу! Но, как только появлялась угроза в лице гаишников, шоферы моментально трезвели, забивая запах перегара глотком солярки.

Идти было совершенно невозможно, машины проезжали раз в 5-6 часов. Днем Иван сидел на рюкзаке на обочине, читал Есенина, учил наизусть стихи. По вечерам надевал светоотражающую куртку и налобный фонарик, мигающий красным светом SOS. На ночь уходил спать в лес. Одна из таких ночевок едва не закончилась схваткой с волком…

15 августа автостопер приехал во Владивосток. Машина, которую он остановил недалеко от Хабаровска, высадила парня в районе Шаморы. Здесь Иван разложил палатку, допил купленный в Уфе башкирский бальзам, позвонил друзьям и лег спать. На следующий день он уже оформлял визу в Китай – во Владивостоке путешествие Ивана Анисимова не закончилось…

- Автостопом я путешествую не от плохой жизни. Это просто возможность подумать, отдохнуть от мегаполиса… А еще знали б вы, как приятно после таких длинных и рискованных поездок возвращаться домой. Замечательное чувство… то ли свободы, то ли победы. Одним словом, ненормальное ощущение! Хотел бы я поехать автостопом в кругосветку? Нет, наверное. Но в ближайших планах побывать в Сирии и Иране. И, конечно, автостопом!

Четыре заповеди автостопера:

Хорошее настроение. Холодно тебе или жарко, болят ноги или не выспался - будь доброжелателен и никогда не ругай водителей.Снаряжение – не главное. Главное, куда ты едешь и ради чего.К каждому водителю свой подход. Необязательно говорить правду, сочиняй, примеряй разные роли: сегодня ты юрист Ваня, завтра – журналист Гриша.Автостоп – это спорт, а значит, есть старт и финиш. Расслабляться нельзя даже за 200 км до финиша. Ведь главная цель автостопа – это все-таки вернуться домой. Целым и здоровым.

Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА (фото автора), «Владивосток»