Избирательный кодекс по осени читают…

О приближении выборов в Законодательное собрание Приморского края (ЗС ПК), назначенных на 8 октября, как и о приближении осени, свидетельствуют разного рода «народные приметы». Главная из них – это обилие агитационных материалов в средствах массовой информации, но по закону они могут публиковаться не раньше 9 сентября...

25 авг. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2004 от 25 авг. 2006

О приближении выборов в Законодательное собрание Приморского края (ЗС ПК), назначенных на 8 октября, как и о приближении осени, свидетельствуют разного рода «народные приметы». Главная из них – это обилие агитационных материалов в средствах массовой информации, но по закону они могут публиковаться не раньше 9 сентября. Другие верные приметы – визиты на дом агитаторов того или иного кандидата, появление в витринах магазинов и киосков крайизбиркомовских афишек с приглашением прийти на выборы, а также тот факт, что жителей края иначе как «приморскими избирателями» теперь почти никто и не называет.

За полтора месяца до даты голосования наиболее активные, но не самые информированные из избирателей, знакомясь с предвыборными списками, порой приходят в полное недоумение, о чем свидетельствуют участившиеся обращения граждан в депутатские приемные и в средства массовой информации. К сожалению, это тоже одна из примет грядущих выборов, хотя незнание основных принципов, по которым пройдут выборы 8 октября, вполне простительно: с тех пор, как четыре с лишним года тому назад приморцы выбирали депутатов действующего созыва ЗС ПК, избирательное законодательство и в крае, и в России в целом изменилось самым радикальным образом. Точнее будет сказать, «и в России, и в крае», поскольку наиболее существенные поправки сначала вносились федеральным законодателем (Государственной думой РФ), а затем уже региональные законы приводились в соответствие с федеральными «рамками».

Единственным исключением из этого правила стала отмена в бюллетенях строки «против всех», поскольку при принятии этой нормы приморские законодатели несколько опередили Госдуму, действуя при этом, впрочем, вполне в ногу со временем. Устранение кандидата «против всех», придуманного на пике «ельцинской демократии» и не-свойственного избирательным системам абсолютного большинства стран, заставит избирателя быть более конструктивным при своем выборе. Проще всего проголосовать против всех, не пытаясь даже познакомиться с программами кандидатов и персоналиями партийных списков. Но результатом такого «выбора» становятся, как это хорошо известно приморским избирателям, лишь повторные выборы и сохранение статус-кво, то есть продолжение полномочий представителей той самой власти, против которой и направлено протестное голосование.

Но самое главное отличие от выборов в ЗС ПК 2001-2002 годов состоит даже не в отмене строки «против всех», а в том, что изменилась сама система выборов: прежде мы напрямую выбирали одного из кандидатов в своем избирательном округе по мажоритарной системе (кто собрал больше голосов, тот и становится депутатом), а теперь схема усложнилась, став смешанной. Федеральный законодатель потребовал, чтобы не менее половины депутатов региональных парламентов избирались по партийным спискам, то есть по пропорциональной системе (количество мест, полученных определенной партией в Законодательном собрании, прямо пропорционально проценту голосов, собранных при голосовании по единому общекраевому округу).

Приморские депутаты не стали вводить стопроцентно пропорциональную систему (хотя такая возможность обсуждалась), сохранив прямое представительство территорий в краевом парламенте: половина из 40 депутатов ЗС ПК избирается по традиционной и хорошо знакомой мажоритарной системе.  Хорошо это или плохо, но партийные структуры являются общепринятым фундаментом как гражданского общества, так и политического процесса: это практика, свойственная цивилизованным странам с развитой демократией.

Задача избирателя при голосовании по партийным спискам состоит в том, чтобы не выбрать «кота в мешке», доверившись партийному бренду, раз уж нельзя проголосовать сразу против всех. Избирательный кодекс Приморского края в соответствии с изменениями, внесенными в него на внеочередной сессии ЗС ПК 5 июня 2006 года, предусматривает голосование по так называемым закрытым спискам. Эта «закрытость» отнюдь не означает, что от избирателя скрывают имена кандидатов, включенных в список. Во-первых, в избирательные бюллетени включаются первые пять позиций списка той или иной партии, его головная часть. Во-вторых, полный перечень кандидатов также публикуется, но уже не в бюллетене - ради его приемлемых размеров. Это делается в средствах массовой информации, а также на стендах в самом избирательном участке либо в непосредственной близости от него.

Предметное ознакомление с персоналиями списка, среди которых наверняка окажутся знакомые фамилии, и биографическими данными кандидатов позволит избирателю понять, насколько можно доверять обещаниям и программам той или иной партии. А если не нравится ни одна из них – что ж, это дело понятное и со временем поправимое. Партийные структуры в большинстве своем проходят сейчас период становления, и чем быстрее они возьмут на себя ответственность за происходящее в регионе и получат законодательные полномочия, тем быстрее вырастут из своих «коротких штанишек» и преодолеют детские болезни.

Следствием того, что партии получают половину мест в ЗС ПК при практическом сохранении их общего числа, стало сокращение вдвое количества одномандатных округов. Создавая новую «нарезку» территории края по избиратель-ным округам, крайизбирком, как правило, объединял два прежних округа – там, где это было возможно с учетом примерно равной численности избирателей в каждом из округов (около 70 тысяч человек). А это, в свою очередь, привело к тому, что в каждом таком округе оказалось по два, а то и три действующих депутата, что стало самой большой загадкой для некоторых избирателей. Нет, ничего страшного не происходит, депутаты не враждуют друг с другом, но действуют в полном соответствии с изменившимися правилами выборов.

От избирателей  требуется, по большому счету, то же самое. Отличие в том, что кандидаты реализуют свое пассивное избирательное право (быть избранным), а граждане, приходящие к избирательным урнам, – свое активное право избирать во власть тех людей и те партии, которые внушают доверие и способны эффективно работать на благо населения.

Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»