Сделать бизнес здоровым - задача не только самого бизнеса
В том, чтобы бизнес в регионе развивался по возрастающей, заинтересован не только сам бизнес, но и буквально каждый житель Приморья. Ведь все мы так или иначе являемся участниками рыночного процесса, будучи работниками или потребителями...
В том, чтобы бизнес в регионе развивался по возрастающей, заинтересован не только сам бизнес, но и буквально каждый житель Приморья. Ведь все мы так или иначе являемся участниками рыночного процесса, будучи работниками или потребителями. Однако не секрет, что при всем стремлении современного бизнеса к цивилизованности некоторые предприниматели стараются уйти от уплаты налогов, выплаты заработной платы. Защита экономики края от действий недобросовестных налогоплательщиков, обеспечение качества жизни и социальной защищенности жителей Приморья - такая задача была поставлена в 2003 году губернатором края перед межведомственной комиссией по налоговой политике.
Не контроль, но помощь
Впрочем, кто-то может сказать, что для контроля над предприятиями и так существует множество ведомств муниципального, краевого и федерального значения. Зачем нужна еще какая-то комиссия?
- Действия структур различного уровня несколько разрозненны, сконцентрировать их полномочия и стать связующим звеном между ними всеми смогла межведомственная комиссия, - рассказывает начальник управления финансового оздоровления предприятий администрации Приморского края, заместитель председателя межведомственной комиссии(МВК) Аврор Вонгай. - Сегодня своей работой мы пытаемся добиться достойного уровня оплаты труда: люди должны быть уверены, что они будут получать достойную пенсию в будущем. А руководители предприятий-должников должны понимать, что если меры по погашению долгов не принимаются, их предприятия ждут экономические санкции, они не смогут получить инвестиции, льготные тарифы по оплате электроэнергии, заказ на поставку продукции (работ, услуг) за счет бюджетных средств, лишатся возможности привлечь иностранную рабочую силу и т. д.
С высоких трибун не раз заявлялось, что власть не должна мешать бизнесу и последний сам знает, как ему развиваться. Но за экономическую стабильность, за социальную защищенность в регионе отвечает губернатор, поэтому отслеживать процессы, которые происходят в экономике и социальной сфере, необходимо и власти.
Совет неустойчивым
МВК работает в основном с финансово неустойчивыми предприятиями. Информацию о них получают в отраслевых комитетах администрации края, налоговых органах, Пенсионном фонде, внебюджетных фондах, службе судебных приставов, УБЭП УВД края. Члены МВК совместно с предпринимателями пытаются выяснить причины нестабильности и подсказать пути решения проблем, если это возможно: обратиться за рассрочкой по уплате платежей или элементарно сделать сверку с налоговиками. Опытным специалистам зачастую видно, что проблемы предприятия - в слабой подготовке бухгалтера и незнании им законодательства. Однако если становится ясно, что предприниматель просто скрывает уровень доходов, МВК рекомендует органам и ведомствам, у которых есть такое право – прокуратуре, милиции, налоговым органам, трудинспекции, – проверить это предприятие и принять санкции в соответствии с законодательством.
- Прежде всего мы обращаем внимание на предприятия, нарушающие налоговое законодательство, - продолжает Аврор Леонидович. – Показательным является и уровень заработной платы. Мы прекрасно понимаем, что люди просто не могут прожить на полторы тысячи в месяц, поэтому работодатель, показывая такую зарплату, что-то скрывает. Мы начинаем анализировать, как ему это удается. Как показала практика, еще не было случая, когда бы мы ошиблись.
Межведомственная комиссия особое внимание уделяет налоговым поступлениям, так как именно из них формируется бюджет края. Также в поле пристального внимания – официальный уровень заработной платы, потому что именно от него зависит размер будущей пенсии всех граждан.
- Работу с работодателями мы ведем уже более двух лет, - поясняет Аврор Вонгай. - Сегодня большинство руководителей приходят на комиссию с готовым решением о повышении зарплаты, например, ООО «Динас» увеличило заработную плату сотрудникам почти в 8 раз, более чем в 5 раз увеличило размер зарплаты ООО «Похоронный дом Бабынин и Ко», почти в 10 раз - ООО «Восточный бриз плюс». Список можно продолжать и продолжать, но еще отраднее, что повышение заработной платы в крае становится тенденцией.
- Конечно, мы понимаем, что это не повышение зарплаты, а скорее ее легализация, - говорит завотделом финансово-экономического анализа администрации Приморского края Наталья Карпекина. - Интересы работника в большой «белой» зарплате прежде всего связаны с накоплением средств на пенсионном счете. Да и большую роль играет увеличение платежеспособности, дающее возможность получить кредит в банке. Работодатель же должен понимать, что, увеличив официальную зарплату, освободит себя от повышенного внимания со стороны и налоговиков, и трудовой инспекции.
Кроме того, в соответствии с трудовым законодательством материальная ответственность работника равна его среднемесячному заработку. Следовательно, увеличивая официальный заработок, работодатель тем самым страхует себя, поднимая имущественную ответственность работника за возможный нанесенный ущерб.
Как отметила Наталья Карпекина, многие работодатели не знают элементарных норм законодательства. Например, статья 134 Трудового кодекса обязывает работодателя неоднократно в течение года индексировать размер заработной платы в соответствии с уровнем инфляции. Поэтому размер зарплаты просто не может быть из года в год одинаковым.
Тайна бухгалтерии
И все-таки основной проблемой в работе межведомственной комиссии является дефицит информации. Сегодня от налоговых органов очень трудно ее добиться – она вся засекречена, даже о налоговой задолженности. Но авторитет у комиссии уже заработан, и информация поступает порой из самых неожиданных источников.
- Определенные выводы можно сделать, проанализировав показатели статистической отчетности, - делится способом Аврор Вонгай. - К примеру, если лесная отрасль приносит в бюджет другого схожего с Приморьем региона больше налогов, значит, стоит покопаться, почему приморские лесопромышленники не столь успешны. Такой же сравнительный анализ делается и на уровне предприятий одной сферы.
Как поделился Аврор Леонидович, сегодня головная боль для края – это строительная отрасль. Сейчас появляется масса сомнительных фирмочек, выявляется множество домов, которые построены незаконно. Смотришь на отчет фирмы, а там зарплата сотрудников – 1500 рублей. Ясно, что в такой компании – черная бухгалтерия. Если компания прячет доходы, то ей не стоит доверять. Также существуют примеры, когда партнерами, подрядчиками, заказчиками строительных организаций являются их дочерние компании либо компании, в которых учредителями являются одни и те же физические лица. В последнее время такие схемы получили достаточно широкое распространение, и связаны они с уклонением от уплаты налогов. Да и, как показывает практика, низкий уровень оплаты труда свидетельствует о сокрытии выручки и занижении реальной заработной платы, т. е. недобросовестности налогоплательщика.
Сейчас межведомственная комиссия тщательно следит за строительной сферой и постоянно направляет рекомендации к проверкам строительных компаний.
Одной из задач МВК является повышение сбора налогов, формирующих бюджет края. В текущем году комиссия провела большую работу по выявлению причин низкой собираемости транспортного налога и платежей за загрязнение окружающей среды.
Выяснилось, что одной из причин образования задолженности по транспортному налогу явилась некорректная база данных о транспортных средствах и их владельцах, передаваемая регистрирующими органами края. Так, например, плательщики транспортного налога зачастую не согласны с его суммой, поскольку информация об объеме двигателя не соответствует фактическим характеристикам автотранспорта. Имеются случаи, когда задолженность по транспортному налогу насчитывается на те автомобили, которые уже были сняты с учета в РЭО ГИБДД. Комиссия рекомендовала срочно откорректировать базу и на законодательном уровне решить, чтобы лица, не оплатившие налог, не допускались к техосмотру.
Значительные потери нес краевой бюджет из-за неэффективного сбора платежей за загрязнение окружающей среды, несмотря на то, что 80 процентов из них остаются в регионе. Выяснилось, что краю необходимы дополнительные источники средств для предупреждения неблагоприятного воздействия на окружающую среду и проведения реабилитационных работ на загрязненных территориях. Комиссия выявила причины низкой собираемости платежей и рекомендовала подключить к этой работе специалистов исполнительной власти. Сегодня наметились позитивные перемены: практически все муниципальные районы и городские округа заключили соглашения о взаимодействии с управлением Ростехнадзора. Это позволило поставить на учет более 200 коммерческих структур, а объем поступлений вырос почти вдвое.
Кстати, бывает и такое, что в межведомственную комиссию обращаются предприниматели за помощью, экономическим советом. Как правило, это те предприятия, которым уже помогала МВК. Отметим, что подобные МВК существуют в каждом муниципальном районе, краевая комиссия работает с ними в тесном контакте и оказывает большую методическую и информационную помощь, подсказывает, где изыскать резервы для увеличения поступлений в местный бюджет.
Это только небольшая часть работы, проделанной комиссией в текущем году, но эти примеры наглядно показывают, что консолидация полномочий структур, входящих в состав МВК, и грамотное принятие решений приносят экономике региона ощутимую прибыль.
Автор: Татьяна КУЛИКОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»