Лотос за колючей проволокой
Это роскошное озеро лотосов в районе станции Океанская всего в получасе езды от Владивостока и в полусотнях метров от моря - настоящее чудо! Много лет подряд в июле-августе мы созерцали великолепную красоту, вдыхали тонкий аромат царского цветка. Теперь к озеру путь категорически закрыт.
Это роскошное озеро лотосов в районе станции Океанская всего в получасе езды от Владивостока и в полусотнях метров от моря - настоящее чудо! Много лет подряд в июле-августе мы созерцали великолепную красоту, вдыхали тонкий аромат царского цветка. Теперь к озеру путь категорически закрыт.
Забор из густой металлической сетки, шлагбаум, суровая охрана в камуфляже, всегда готовый порвать любого пришедшего ротвейлер. Молва доносит, уж не одному человеку кожу с рук содрал.
«Территория эта выкуплена, и хозяйка велела никого к озеру и к лотосам не пускать. В случае неповиновения применяем газовое оружие, да и собака у нас серьезная. Телефон хозяйки? Нет, никому не даем, да и не знаем, может, начальство знает. Мы люди маленькие, нам сказано путь перекрыть – мы выполняем», - объясняет охранник. А потом добавляет устало: «Скорее бы уж они отцвели, эти лотосы… Сколько ругательств мы выслушали в свой адрес. Я людей понимаю – много лет приходили любоваться на эдакую красоту – и вдруг нельзя! Я ж и сам из советских времен, мне эти капиталистические замашки никак не понять…».
История происхождения этих лотосов на территории воинской части (а здесь дислоцировались Школа младших авиационных специалистов и другие подразделения) по-своему так же удивительна, как и сам цветок: озерцо в начале 80-х годов засеял семенами лотоса офицер, что здесь служил. Привез их из Романовки Шкотовского района, трепетно выхаживал, огораживал свою «плантацию». Вскоре и другие офицеры с матросами не срывать нежные цветы стали, а оберегать.
Люди протоптали дорожку к красоте еще в бытность военных: хоть поблизости и располагалась секретная часть, но полюбоваться лотосом пускали. Вышки, матросы, охрана – но бойцовых собак на людей натравливать как-то не догадывались.
В 90-х часть расформировали, постройки пришли в упадок и разор. А лотосы остались. И опять не зарастала к ним народная тропа.
- Бывали разные времена: то какие-то предприниматели киоски тут наставили, столики, а за проход к озеру брали небольшую сумму – народ не возмущался, платили, понимали, что если охраняют и ухаживают – не жалко денег, - рассказывает жительница поселка фанзавода Нелли Мажарова. – Позже наступили для цветка печальные времена: некие смуглые шашлычники в озеро грязную воду сливали и нужду справляли. Ушли и они. А теперь вот, говорят, частное лицо взяло эти земли в аренду у военного ведомства.
И мы все сразу стали здесь лишними. Люди жалуются: не пускают не только к лотосу, но и к морю, туда, где с детства плескались на песчаной косе. Правда, охранники утверждают, что проход к морю открыт – по закону 25 метров береговой полосы принадлежит народу. Но население поселка опровергает: кусок моря тоже «на замке».
- У этой новой хозяйки порядки поначалу вообще до абсурда доходили: взяла и перегородила общую дорогу, что ведет к жилым домам и поселку, бетонными блоками, - рассказывают местные жители. – Бывшие военные - народ крутой, наняли кран и блоки убрали. А вот с озером и с морем управы нам не найти.
Люди говорят, что если бы новые хозяева все по-человечески сделали – взяли озеро под охрану, то и небольшая плата «за посмотреть» вряд ли кого-то возмутила. Но выгнать всех по-барски?!
Нелли Мажарова с горечью говорит: раньше она, профессиональный экскурсовод, водила к лотосу экскурсии, рассказывала, как на Востоке люди обожествляют цветок, созерцают часами. «Теперь мне звонят: ваши лотосы расцвели? Расцвели, говорю, да видеть запрещено».
А еще знающий народ утверждает: если мужчине съесть всего 3-4 сухих зернышка из «коробочки» уже отцветшего лотоса, сил для любви хватит до самого утра, будь женщин хоть трое!
Но это все лирика. Ситуация же требует прагматичного подхода. В чьей собственности эти излюбленные для отдыха горожан земли с озером лотосов? Законна ли сдача их в аренду? И если законна, то на каких условиях? И кто осуществляет надзор за соблюдением законности?
С этими вопросами редакция «В» для начала обратилась в два адреса: в штаб Тихоокеанского флота и к военному прокурору Владивостокского гарнизона – земли-то военные.
В штабе флота ответили: названная территория находится в государственной федеральной собственности, и договор аренды с арендатором – ООО «Трамп-Экзотик-Турс» заключал представитель собственника – Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю. Говорят даже, срок договора закончился.
В названном управлении в комментарии отказали, объяснив, что там действительно возникла конфликтная ситуация, идет судебное разбирательство по поводу договора аренды. «Присылайте запрос – ответим», - сказали в отделе регистрации права собственности и контроля за использованием федерального имущества.
Запрос мы вчера направили. Ждем ответа.
И все же есть кроме сугубо юридической стороны дела и нравственная: выходит, один человек сотворил некогда красоту для людей, но пришел другой и красоту эту захотел и огородил от всех колючей проволокой, а захотел – и вовсе выкорчевал?
Вообще, ближний пригород, где еще несколько лет назад гулять и дышать свежим лесным и морским воздухом не возбранялось - ведь это наша, общая рекреационная территория! - все плотнее застраивается высокими бетонными заборами. Кое-где ушлые хозяева просто норовят брать деньги за право походить по бережку и поляне, не вложив ни копейки в сервис, инфраструктуру. А теперь вот и вовсе перекрывают. Самодурства ради…
Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»