На дворе – переломный год
Фермер Анатолий Стаценко взял «под свое крыло» пришедшее в упадок хозяйство в селе Осиновка Михайловского района...
Фермер Анатолий Стаценко взял «под свое крыло» пришедшее в упадок хозяйство в селе Осиновка Михайловского района. Такое предложение поступило ему в прошлом году, когда и сами пайщики производственного сельскохозяйственного кооператива, и районные власти поняли, что если не предпринять каких-то кардинальных мер, то некогда крепкое хозяйство (в свое время в Осиновке был известный колхоз имени КПСС) можно просто потерять. Мало ли по краю примеров, когда напоминанием о прежде процветавшем производстве в селах остаются лишь развалины ферм, складов, мехдворов?
Стаценко работать умеет. Его фермерское хозяйство в соседнем с Осиновкой селе Даниловка, организованное в 1991 году, успешно развивается. Некоторые механизаторы работают с Анатолием Михайловичем с первого дня и уходить никуда не собираются. Во-первых, стабильная зарплата (сейчас каждый месяц они получают 8 тысяч рублей аванса, а остальные начисления будут зависеть от выработки по итогам уборочной). Во-вторых, новой техники немало: только зерноуборочных комбайнов китайского производства шесть, а еще трактора, машины.
Последнее большое приобретение – новая зерносушилка, каких пока по краю единицы. Если серьезно заниматься зерновыми, то без нормальной сушилки не обойтись. Стоит она больше 2 миллионов рублей, но зато сейчас не придется без конца лопатить зерно, и продукция будет высокого качества.
Сушилка установлена в Осиновке на центральных складах. С прошлого года тут ведутся ремонтные работы, и хотя следы разрухи еще видны, сделано уже немало. Сейчас в самом большом складе площадью 4 тыс. кв. метров бетонируются стены.
На склад уже поступает ячмень, который убирают с конца июля, зашли комбайны и на пшеничные поля. Так что уборочная страда в разгаре. Виды на урожай в этом году хорошие, прогноз по зерновым – 20 центнеров с гектара. Вот только удастся ли реализовать продукцию?
С нынешнего года надеяться на госпродагентство, куда все стабильно работающие хозяйства края сдавали обычно большую часть урожая, не приходится. Договоры если и заключены, то на гораздо меньшие объемы поставок. Делается попытка отпустить сельхозтоваропроизводителей на вольные, рыночные, хлеба. С одной стороны, хорошо – никто не диктует цены, по каким продавать те же зерновые или сою. А с другой - возникают опасения, получится ли вообще сбыть выращенное?
- Анатолий Михайлович, какой-то договор с госпродагентством у вас еще остался?
- Остался, но погоды он не сделает. Судите сами. Если зерновых планируем получить 6 тысяч тонн, то агентству мы должны поставить всего 600 тонн. Сои нужно сдать 1800 тонн, гречихи – 800, а собрать планируем почти в два раза больше.
- И что будете делать с остальным урожаем?
- Ни я, ни кто-то другой на подобный вопрос вам не ответит. Ждем. Только чего? Рынка цивилизованного у нас не существует, все пока идет стихийно. Договоров, кроме как с госпродагентсвом, ни с кем нет. Хотелось бы, чтобы цены хоть немного поднялись, но, видно, надежда эта иллюзорная.
Анатолий Стаценко считает, что проблема с реализацией для него и других хозяйств такого же направления будет оставаться острой, пока в крае не возродится животноводство. Национальный проект, может быть, будет способствовать развитию отрасли, но пройдут годы, прежде чем животноводство по-настоящему встанет на ноги. Продавать продукцию за границу? Что-то не видно стоящей под конторой хозяйства очереди иностранцев… Анатолий Михайлович хоть и не подает виду, что тревожится, чем обернется для экономики хозяйства нынешний переломный год, но опасения на этот счет у него серьезные.
После присоединения осиновских земель клин фермерского хозяйства вырос до 8 тысяч гектаров. Анатолий Михайлович признается, что пашни достаточно, нет резона еще больше увеличивать площади. Теперь задача – более эффективно вести работы на этой земле. Поэтому его очень заинтересовал современный комплекс по вертикальной и так называемой нулевой обработке почвы, представленный на прошедшем недавно в Уссурийске Дне поля. Такой комплекс дает выигрыш во времени и существенную экономию ГСМ, что при нынешних ценах на топливо очень важно. Стаценко решил купить два таких комплекса:
- Деньги потребуются большие – 20 миллионов рублей. Будем оформлять кредит или возьмем комплексы в лизинг. Уже подали заявку в краевой департамент сельского хозяйства и продовольствия.
На нынешней уборочной проблем с людьми в хозяйстве нет. Их и вообще могло не быть на селе.
– Однако пока половина деревни стоит в центре занятости, - сетует Стаценко. – У людей небольшие запросы и элементарное нежелание работать. В целом ситуация парадоксальная, и с ней нельзя мириться. Нужен механизм, который бы встряхнул село и заставил людей жить по-другому. Еще я принципиально против иностранной рабочей силы на наших полях все по той же причине – своих рук достаточно, чтобы ее обрабатывать. Хочу со следующего года взяться за овощеводство – дело это может быть прибыльным. Но выписывать китайцев не буду. Сами справимся.
Автор: Отделы спецпроектов и фотоинформации, «Владивосток»