Лиственница спасает леопарда

7-летний Рома пришел на участок рано утром вместе с дедом Сергеем Алексеевичем. В задачи мальчишки входило опустить в вырытую дедом ямку саженец лиственницы амурской. В силу возраста он не знал, что его работа – часть огромного проекта по восстановлению лесов на юго-западе Приморского края.

17 авг. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1999 от 17 авг. 2006

7-летний Рома пришел на участок рано утром вместе с дедом Сергеем Алексеевичем. В задачи мальчишки входило опустить в вырытую дедом ямку саженец лиственницы амурской. В силу возраста он не знал, что его работа – часть огромного проекта по восстановлению лесов на юго-западе Приморского края.

Нет худа без добра

Еще в мае «В» подробно рассказывал о проекте, суть которого заключается в создании противопожарных полос из лиственницы. Подобный способ уберечь леса от огня впервые использовали японцы на Сахалине в довоенные годы, теперь эту методику будут применять и в Приморье. Обычные минерализованные полосы уже не спасают, и каждый год леса Хасана выгорают, уменьшая ареал обитания дальневосточного леопарда. А полосы, сделанные из лиственницы, по мнению специалистов Дальневосточного НИИ лесного хозяйства (ДальНИИЛх), могут в корне изменить ситуацию: если деревья посажены очень часто, под ними не растет трава, значит, нет горючего материала для низового пожара, а земля сплошь покрыта хвоей с низким содержанием смол, которая очень хорошо накапливает влагу. В отличие от минполос, которым нужная ежегодная очистка, лиственничные будут действовать десятки лет.

В апреле этот проект Дальневосточное отделение Всемирного фонда дикой природы (ДВО WWF) презентовало широкой общественности. Работа закипела, в Хабаровском селекционном центре было закуплено 20 тысяч саженцев (по 10 рублей за штуку), которые позволят создать три километра полос. К сожалению, из-за возникших бюрократических проволочек не удалось высадить эти саженцы в мае, как положено. Выяснилось, что срубить деревья легко, а вот для того, чтобы создать лес, необходимо подготовить проект, пройти экологическую экспертизу и т.д. Но нет худа без добра.

- Мы решили, что это, возможно, к лучшему, - рассказывает Денис Смирнов, руководитель лесной программы ДВО WWF. – До следующего мая мы дорастим саженцы в питомнике Уссурийского лесхоза, а значит, деревья будут крепче, больше вероятность того, что они создадут полноценную полосу.

Приморский лес спасают иностранцы

Утром 18 июля 20 тысяч саженцев лиственницы амурской прибыли в Уссурийский лесхоз. Сотрудники лесхоза и студенты-практиканты Приморской сельскохозяйственной академии (всего 12 человек) сразу же вышли в поле. Работали споро: один роет ямку, второй опускает туда годовалое деревце, корни которого, кстати, находятся в специально привезенном с Сахалина торфе. До полудня высадили четверть привезенных саженцев.

- До конца недели управимся, - уверен помощник лесничего Уссурийского лесхоза Сергей Недолушко. – Опыт у нас есть, лиственницу выращивали и раньше, но не в таких количествах.

Чуть меньше года будут подрастать эти маленькие желтые деревца до нужного размера. В мае следующего года их перевезут в Барабашский лесхоз, и там начнут создавать противопожарные полосы. Планируется сделать 90 километров таких полос, на которые потребуется больше шестисот тысяч саженцев. Кстати, деньги на реализацию проекта выделили японская фирма Felissimo и одна крупная американская компания, название которой не разглашается. ДВО WWF надеется, что со временем появится возможность не закупать лиственницу в других регионах, а выращивать на месте, тем более что Уссурийский и Артемовский лесхозы готовы сотрудничать.

Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, «Владивосток», Дмитрий КУЧМА (фото), специально для «В»