Сначала был «портрет» Хо Ши Мина

- При чем тут вьетнамский вождь? - искренне удивилась я, когда узнала, что первой серьезной работой по дереву Алексея Мальцева стал портрет дядюшки Хо, как его величают на родине...

16 авг. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1998 от 16 авг. 2006

- При чем тут вьетнамский вождь? - искренне удивилась я, когда узнала, что первой серьезной работой по дереву Алексея Мальцева стал портрет дядюшки Хо, как его величают на родине.

- Очень типаж понравился, такое выразительное лицо, - ответил он. - Зато вторым был глухарь. Вот такой широкий диапазон.

Мы беседуем с Алексеем Григорьевичем на кухне, жена Ольга Филипповна после ночной смены отдыхает, в соседней комнате - семья сына: они прилетели из Москвы накануне. Роман окончил институт ФСБ, получил распределение в Приморье и внучку Валерочку привез. Так в 44 года Мальцев стал дедушкой и не нарадуется: «Настоящая красавица, как и наша дочка!».

Алексей Григорьевич - по натуре человек творческий и, как выяснилось, мастер на все руки: занимается чеканкой, глиной, скульптурой, но самое главное его увлечение сейчас - резьба по дереву. Даже если бы мне не сказали номер его квартиры, я бы нашла ее безо всякого труда - второй такой резной двери во всей Новосысоевке не сыщешь, тем более в типовом унылом подъезде. А ему она уже не нравится - хочет смастерить новую. Как не греют уже душу табуретки «старого образца», шкатулки, хлебницы, оригинальные рамочки для фотографий.

- Сейчас бы я все сделал по-другому, - говорит мастер. - Это нормально, значит, живу. Как только сын получит квартиру, хочу  сделать ему кухонный гарнитур в подарок. Пусть будет на память.   

Мальцев - талантливый самоучка. Художественное училище во Владивостоке ему закончить не удалось, в семье росли пятеро детей, нужно было работать. Но так случилось, что вскоре ему предложили должность художника на местном ПМЗ, затем Николай Хмель определил мастера в художники-оформители. Около года работал Мальцев в главной художественной мастерской завода «Прогресс» с настоящими профессионалами. С этого все и пошло. И даже когда он перешел на службу в милицию, увлечение все равно не отпускало. 

Впрочем, если человек талантлив, это, как говорится, навсегда. Отец у Алексея Григорьевича  прекрасно на гармошке играл, хоть был самоучкой, брат сейчас на баяне виртуоз, сам мастер - на гитаре. В наследство от отца достались Алексею Григорьевичу еще рубанок, пара стамесок и ножовка.

Резьбой по дереву он основательно занялся лет десять назад. Любимые его породы - липа, кедр, ольха. К слову, чтобы довести ту же липу до определенной кондиции, ее нужно года три выдерживать в соответствующих условиях, если говорить о естественной обстановке, без специальной сушки. Сейчас небольшой запас этого дерева хранится у друзей под навесом. А мастерскую Мальцев оборудовал в гараже. Здесь у него и станок собственной конструкции имеется, и печка. Зимой он делал подставки для домашних цветов, они сейчас в моде.

- Главное в работе с деревом - чувствовать его фактуру, влажность, «настроение», держать нажим.

Когда начинаю что-то делать - забываю обо всем на свете, - признается мастер. - Это, наверное, и есть счастье. А еще нравится дарить свои поделки друзьям, ведь в них частица моей души, тепла.

Уже прощаясь, в прихожей я не могла оторвать взгляда от дивного гарнитура - большое зеркало, оплетенное изысканным растительным орнаментом, два деревянных кресла, изящный столик. Такой набор любой музей украсит, не то что квартиру. И как, должно быть, приятно жить в такой красоте.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА (фото автора), «Владивосток», с. Новосысоевка