Владивосток от восхода до заката
Под стеклянным куполом галереи «Артэтаж» ДВГТУ, в Аксаковском переулке, 3, как на уникальной видовой площадке, можно увидеть весь Владивосток.
Под стеклянным куполом галереи «Артэтаж» ДВГТУ, в Аксаковском переулке, 3, как на уникальной видовой площадке, можно увидеть весь Владивосток.
Он обрушивается с двух гигантских полотен лавиной красок - чистых и ярких, как восторг мастера: дома под охристыми крышами, крутолобые сопки, стайка голубей, небо в разводьях облаков, как в пене прибоя. Город словно пульсирует энергией. Не случайно эта персональная выставка известного приморского живописца, члена Союза художников России получила название «Владивосток - энергия возможностей». Это совместный проект галереи «Артэтаж» ДВГТУ и владивостокского филиала Внешторгбанка.
Уникальность выставки состоит в том, что здесь впервые представлены сразу две грандиозные панорамы Владивостока (одна - около 16 метров в длину, другая - свыше 17, при высоте обеих чуть больше метра). Первая дает обзор города в развертке на 360 градусов с сопки Крестовой на Эгершельде. Вторая обозревает окрестности с седьмого этажа дома на улице Кирова, где вот уже много лет живет художник. Таким образом, можно окинуть взором сразу исторический центр города и его современные микрорайоны. И в то же время увидеть Владивосток при восходе солнца и при свете луны. Это какое-то волшебство, созданное влюбленным сердцем и талантом мастера.
Досье "В"
Владлен Камовский родился в 1937 году в Москве. Вскоре семья перебралась в Хабаровск, к новому месту работы отца. Живописью увлекся еще в школе. Окончил Биробиджанское художественно-графическое педагогическое училище, Дальневосточный институт искусств, учился на живописном отделении у В. Доронина и К. Шебеко. Работал художником в Художественном фонде Приморского отделения Союза художников РФ. Имеет около 50 лет педагогического стажа. С 1970 года преподает в Приморском политехническом техникуме. С 1964 года - постоянный участник выставок: краевых, зональных, персональных и зарубежных.
«В образе города, увиденного Камовским, - как верно заметил критик Виталий Кандыба, - есть странная двойственность. В иные моменты видишь и даже как бы слышишь суету сует огромного города у моря… Затем эти ощущения сменяются совершенно другим… Зритель дышит воздухом гигантского простора из стихий - моря, неба и земли. Внутри него Владивосток представляется символом преходящего человеческого бытия на фоне вечности…».
Особое удивление вызывает тот факт, что вплоть до 2000 года Владлен Камовский считался камерным художником и писал только городской пейзаж, причем особенно привлекал его внимание старый Владивосток, где, по словам мастера, живет душа города. Его не случайно называют певцом Владивостока, он словно видит, вернее, чувствует город в четвертом измерении. Никто и предположить не мог, что Камовский может работать в таких монументальных размерах, сохраняя при этом целостную гармонию звучания произведения, как и в тех небольших работах, где навсегда остались жить милые его сердцу уголки старого Владивостока. За 40 лет жизни здесь художник создал более трехсот этюдов и картин, где можно увидеть старинные здания краевого центра и его пригородов.
Мы встретились с Владленом Камовским на выставке в один из жарких дней на исходе июля. Зрителей было немного. Солнце немилосердно палило сквозь стеклянную крышу, «выбеливая» панораму Владивостока. Невольно захотелось подойти к третьей панораме, правда, не такой большой, как соседние, с зимним владивостокским пейзажем, чтобы «остудиться» и не спеша поговорить о творчестве, о судьбе, любимом городе. Вот лишь некоторые фрагменты беседы.
О творчестве
- Владлен Александрович, с чего вдруг вы, художник сугубо камерный, как принято говорить, «живописец с коротким дыханием», обратились к панораме?
- Все началось в конце 90-х годов с заказа на панораму старого центра Владивостока с бухтой Золотой Рог. Натурные этюды писал с сопки Крестовой. Признаюсь, меня так захватила эта красота, что после того, как панорама была готова, я решил сделать что-то подобное для себя, но уже не в летнем, а в осеннем «интерьере». Так и пошло. В 2001-м закончил «Владивосток», почти два года работал над панорамой «От восхода до заката». Она написана не на одном холсте, а на 17 отдельных составляющих частях, натянутых на подрамники. А еще были 15 натурных этюдов, которые делал с балкона своей квартиры, откуда открывается прекрасный вид на сопки, Амурский залив. Особенно мне нравится любоваться всем этим великолепием осенью. К слову, когда занимался этой работой, мне очень хотелось «посадить» в районе Второй Речки церковку. И вскоре ее действительно построили - Кирилла и Мефодия.
В моей мастерской сложно работать с такими большеформатными картинами, вот здесь, в «Артэтаже», - другое дело: столько воздуха, пространства. Я сюда прихожу довольно часто и все время что-то подправляю в своих панорамах. Здесь же, глядя из окна, и последний мартовский снег написал.
- У каждого художника есть свои творческие привычки. Вы можете назвать хотя бы одну?
- Не люблю «грязную» палитру. Постоянно ее счищаю. К слову, когда делал последнюю панораму, снял с палитры в банки килограммов двенадцать краски. Сейчас у меня вылепились из этих «отходов» три стареющих ангела - красный, зеленый и желтый.
- Вы подарили немало своих живописных работ в музей имени Арсеньева, в Приморскую картинную галерею, а недавно передали еще и графику.
- Это около 50 портретных набросков простым карандашом и карандашом-сепией из серии “Сидящие напротив”. Я рисую пассажиров в автобусе 23-го маршрута, которым езжу домой. Не всех, конечно, тех, что зацепили. По лицу человека можно «предсказать» его судьбу.
О судьбе
- А своей судьбой вы довольны?
- Так случилось, что мне довелось немало пережить: когда было четыре года, началась война, до сих пор помню, как на запад по железной дороге везли новенькие танки, а обратно, в Хабаровск, - искореженные машины. Жили впроголодь. Тогда я впервые не поверил отцу, которого очень уважал. Он как-то сказал: “После войны настанет время, когда ты сможешь купить любую булочку, и даже две”. «Вот завирает», - подумал я не очень лестно о нем.
В 18 лет попал в операционную. Тогда я завидовал людям, которые просто могут ходить. И это чувство живет со мной до сих пор. Надо использовать каждую минуту, чтобы отдавать ее любимому делу, родным людям, друзьям. Это и есть счастье. Иначе не стоило приходить на эту землю.
- И как вам удается жить в ладу с собой и людьми?
- Утром, как только проснусь, сам создаю себе хорошее настроение. И своим домашним тоже. У меня прекрасная семья. А кисть в руки беру только тогда, когда на сердце тепло. Наверное, поэтому в моем колорите так много солнечных золотисто-оранжевых тонов и чистой синевы с зеленью. Это главные краски Владивостока.
О городе
- Вы уже больше 40 лет рисуете только Владивосток. Не наскучило?
- Как можно. Это самый прекрасный город на земле. Природа подарила ему бескрайность моря и неба, а какой ландшафт! Жаль, что мы не умеем хранить его красоту. В последнее время здесь появилось много высотных зданий - монстров, которые ломают весь архитектурный рисунок города. Уходит та соразмерность человеку, которую создавали старинные постройки. Пропадает колорит. От этого порой так щемит душа.
Понимаю: город - это живой организм и каждому времени присуща своя архитектура. Сейчас много делается для его благоустройства. Но главное, по-моему, любить город - тогда во все эпохи он будет только хорошеть.
Выставка Владлена Камовского продлится до конца августа. Потом он демонтирует свои панорамы и перевезет в мастерскую. А ведь это прекрасное деяние художника должно постоянно радовать горожан. Глядя на цветной, радостный Владивосток, сотворенный мастером, понимаешь: помести эти панорамы, скажем, в вестибюле городской администрации, в залах Морского вокзала или в Доме переговоров - как много еще людей по-настоящему влюбятся в наш город.
Но, похоже, на выставке не побывал ни один городской чиновник. Впрочем, время еще есть. Правда, совсем немного.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»