Давайте дружить университетами
Владивостокский государственный медицинский университет поддерживает тесную дружбу с Харбинским медицинским университетом, который в сентябре отметит свое 80-летие. Недавно очередная группа медиков, возглавляемая проректором по международным связям ВГМУ Владимиром Потаповым, побывала в этом китайском городе...
Владивостокский государственный медицинский университет поддерживает тесную дружбу с Харбинским медицинским университетом, который в сентябре отметит свое 80-летие. Недавно очередная группа медиков, возглавляемая проректором по международным связям ВГМУ Владимиром Потаповым, побывала в этом китайском городе. Своими впечатлениями о поездке с корреспондентом «В» поделились проректор, преподаватель и студентка четвертого курса.
В Китай - за новым опытом
Проректор по международным связям ВГМУ профессор Владимир Потапов:
- В нашу делегацию входили молодые врачи-интерны, студенты и преподаватели, среди которых кандидат медицинских наук декан факультета клинической психологии Наталья Кравцова, д.м.н., профессор Владимир Апанасевич, к.б.н. доцент РАН Валерий Кожемяко, к.м.н., доцент, врач-уролог Сергей Анцупов, аспирант кафедры патологической физиологии Роман Винчель. Отмечу, что в Харбине мы ознакомились с клиниками Харбинского медицинского университета, новейшими методами диагностики. У нас как у специалистов большой интерес вызвали онкологическая, урологическая клиники. Намечается совместная научная работа по проблеме эпидемиологических аспектов распространения злокачественных новообразований в русской и китайской популяциях. Нельзя не упомянуть и о нашем визите в Муданьцзянский медицинский институт, основанный, как и ВГМУ, в 1958 году. В этом китайском вузе обучаются 7600 студентов, причем помимо основных дисциплин ставка сделана на изучение иностранных языков. В том числе русского, что весьма симптоматично.
У них есть то, чего пока нет у нас
Врач-маммолог-онколог, профессор ВГМУ Владимир Апанасевич проводил в Харбине второй выездной цикл по маммологии для русских врачей. Почему в этом китайском городе, а не в Москве? Ответил: «Цена подобного цикла в нашей столице в три раза выше, чем в Харбине. Врачу же его приходится оплачивать из личных средств».
- Харбинская онкологическая клиника рассчитана на 1200 коек, за недавно приобретенное здание сама больница заплатила 70 процентов его стоимости, 30 процентов взяло на себя государство. Мне впервые пришлось столкнуться с подобной процедурой приобретения собственности, и я просто не мог представить, чтобы какое-то наше лечебное учреждение могло приобрести семиэтажный корпус за свои деньги.
Приморские врачи приехали на цикл по генетическим методам исследований в онкологии. Кроме того, в Харбине есть то, чего нет в Приморье, – это эмиссионный, магниторезонансный и спиральный томографы – аппаратура, позволяющая более точно устанавливать диагноз. Возраст всех установок – 3 - 5 лет, производство Японии, США и Китая. Тем не менее наши врачи умудряются получать результаты не хуже китайских коллег.
Гвоздем программы стала цифровая маммография - для того чтобы жители Приморья могли провести такое обследование, им нужно ехать в Москву. Стоит такой аппарат, конечно, в пять раз дороже обычного, но при нормальной работе окупает себя через пять лет. У китайцев, видимо, был хороший консультант – кабинет маммографии сделан по мировым требованиям. Поразило также отделение химиотерапии, в котором есть все препараты. Врачи работают по мировым стандартам и протоколам, то есть режим и дозы соблюдаются. Ну а то, что иногда больному приходится лежать в коридоре, - это в условия стандарта не входит.
Естественно, может возникнуть вопрос: не лучше ли ездить на лечение в Харбин? Думаю, все-таки не лучше. Во-первых, нет переводчиков со знанием медицинской терминологии, а неточный перевод может привести к неблагоприятному исходу. Во-вторых, это дорого. За те же деньги можно получить такое же лечение дома, ведь врачи у нас не хуже. А вот в плане обследования есть над чем задуматься – такой аппаратуры у нас в ближайшее время не предвидится, хотя хотелось бы ошибиться в прогнозах.
Непальцы сексуальны, китайцы тревожны
Елена Сырцова, отличница и староста факультета клинической психологии, в Китае была впервые. Ее впечатления более эмоциональны.
- Прежде всего поразил сам университет, это своеобразный город, в котором есть учебные корпуса, общежития для преподавателей и студентов, гостиница для иностранцев, шикарный парк. В структуре вуза – четыре клиники. А еще поразило то, что директор клиники, к примеру, подчиняется ректору, а на университетские дела большое влияние имеет секретарь партийной организации. Для нас это, конечно, необычно.
У нас была обширная программа, в которую входило и общее знакомство с учебным заведением. В этот день мы поняли, как харбинцы любят свой университет. Да и есть за что! Меня, естественно, особенно интересовала кафедра клинической психологии – факультета, как у нас, там нет, у них клиническим психологом можно стать, поступив после окончания учебы в аспирантуру. Но проблемами занимаются практически теми же, что и мы. Поэтому теперь, наладив контакты, мы можем обмениваться научными тезисами и приглашать их на свои конференции. Кстати, в этом году харбинские ученые примут участие в конгрессе «Человек и лекарство», который организуют департамент здравоохранения администрации края и ВГМУ. А вот что вызвало легкую зависть, так это отличная психофизиологическая лаборатория, о которой мы пока только мечтаем, и прекрасный кабинет компьютерного тестирования, это огромное подспорье в работе.
В один из дней нас повели в операционный блок онкологической клиники. В нашей делегации были практикующие хирурги, которые удивились, насколько неприглядно выглядит операционная. Китайцы же спокойно реагировали: «Зачем ремонтировать? Через полгода все равно сломаем». Они строят очень быстро, не удивлюсь, если следующим летом будут работать уже в новом корпусе. А вот оборудование в оперблоке отличное, и техника операций очень высокая. Больничные палаты отличаются от наших тем, что там очень много родственников пациентов, рядом с каждым по два-три человека. Если ребенка необходимо госпитализировать, то маме без всяких разговоров предоставляется место в палате. Так же, как о детях, они пекутся о стариках, рядом с ними еще больше народу. Конечно, это затрудняет работу медицинского персонала, но, с другой стороны, они, наверное, правы – от хорошего настроения в определенной степени зависит успех лечения.
Удивило и то, что питание в стационаре не предусмотрено – еду приносят близкие, а порой, похоже, и готовят там же. В то же время бросается в глаза обилие цветов. Наши врачи шутили, что это от благодарных пациентов, но оказалось – приносят больным.
У нас почти не было языковых проблем. Прежде всего потому, что невербальное общение доступно всем, выручал и английский, которым китайцы владеют так же, как и мы. Ну и преподаватели с факультета русского языка помогали. Между прочим, они удивлялись раскрепощенности наших студентов, которые легко находили общий язык со всеми, даже с китайскими детьми, неохотно идущими на контакт с чужими людьми.
Мне, как будущему клиническому психологу, повезло – рядом в гостинице жили студенты из Непала. Воспользовавшись случаем, я провела диагностику личности проективным методом, то есть использовала рисуночный тест, когда нужно изобразить дом, дерево, человека. Продиагностировала и китайских студентов, а в ВГМУ протестирую своих для сравнительного анализа. Предварительный же анализ показывает, что для непальцев характерны повышенная сексуальность и доброжелательность, а для китайцев – тревожность. Интересно, что покажут итоги исследования.
Харбинский медуниверситет многим удивил, но все же я считаю, что ВГМУ не хуже, а в чем-то даже лучше. Так что обмениваться опытом и знаниями нам необходимо, а вот ехать туда учиться, на мой взгляд, не стоит, к тому же и недостаточное знание китайского языка в нашей профессии может привести к непредсказуемым последствиям.
За две недели мы многое увидели – краеведческий музей, Парк тигров, храм Будды… Мы встречали своих земляков – девчонки из Владивостока на китайском Арбате пели «Катюшу» и демонстрировали танец живота, а восхищенные зрители им искренне аплодировали. Не зная языка, мы много общались, и мое мнение о наших восточных соседях, которых знала раньше только по общению на рынках, кардинально изменилось – они очень доброжелательные, хорошо образованные, замечательные люди, с которыми приятно общаться.
Автор: Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»