Кукла Маша, кукла Даша…

…Дюжина всяких кукол, детская посуда, коробка с кубиками, машины целые и частично утратившие ходовые части, ведро с «Лего», кукольная коляска, целый зоопарк мягких игрушек, два обычных мяча, один большой рогатый ортопедический, мозаики, шашки, шахматы, роботы-трансформеры, бэтмены и человеки-пауки - как-то все это расплодилось и размножилось в нашем доме!

11 авг. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1996 от 11 авг. 2006

…Дюжина всяких кукол, детская посуда, коробка с кубиками, машины целые и частично утратившие ходовые части, ведро с «Лего», кукольная коляска, целый зоопарк мягких игрушек, два обычных мяча, один большой рогатый ортопедический, мозаики, шашки, шахматы, роботы-трансформеры, бэтмены и человеки-пауки - как-то все это расплодилось и размножилось в нашем доме!

На  осторожное предложение подарить кому-нибудь часть этого «богатства» моя ребятня почти сразу соглашается. Правда, на условиях, что старое подарим, а новое купим… Наверное, ситуация знакома многим родителям. Дети сегодня легко расстаются с надоевшими игрушками, не особенно огорчаются, если что-то сломалось или потерялось, и все больше  отдают предпочтение не машинам и куклам, а мультикам и компьютерным играм. Обсудить тему детских игрушек и взрослых привычек мы решили вместе с Еленой ТАВАКАЛОВОЙ, психологом, старшим преподавателем кафедры психологии ВГУЭС.

- Если говорить о количестве игрушек, то это очень непростой вопрос. Ребенком постоянно движет стремление обладать понравившейся новой вещью, увиденной в магазине или у другого ребенка. Старые игрушки для него со временем утрачивают привлекательность. Кстати, это может говорить о том, что ребенок на данный момент исчерпал свой запас игровых вариантов. И что теперь делать с игрушками, он не знает. А потому  вываливает всю кучу посредине комнаты, а потом подходит и говорит: «мама, мне скучно…». Вот тут ваша задача показать ему, во что еще можно поиграть с его игрушками, что можно построить. Представьте, что у наших родителей, кроме палки и камня, зачастую ничего не было, а сколько  существовало разных игр! А у наших детей фантазия и воображение не включаются, так как они превратились в потребителей информации.   Поэтому полезно поиграть именно со старыми игрушками, придумав для игры какой-то новый сюжет. Воображение, знаете ли, как мышцы, нужно тренировать и делать это постоянно.

- И задача родителей выступить в качестве тренера?

- Да. Не пожалейте полчаса, начните игру вместе, про то, как кукла Катя поехала на  машине  в зоопарк, а тигр убежал из клетки, но Катю спасли добрый мишка и  быстроногий зайчик Боря. Или  как непослушные  машины сами уехали из гаража, устроили на дороге пробку, заблудились, и только  Бэтмен на вертолете смог их разыскать. Вариантов может быть много. Через полчаса вы уже будете совершенно не нужны  ребенку, когда игра пойдет своим чередом. Кстати, начиная с года, а порою и раньше, стоит садиться рядом с ребенком и показывать ему, как нужно играть с мячом, с ведерком, именно в процессе этого общения можно научить малыша аккуратно обращаться с игрушками, вежливо относиться  к тем, с кем общаешься и играешь. А лишние игрушки часто появляются в доме потому, что родителям проще купить что-то новое, чем придумать, как и во что поиграть. Случается, что покупать игрушки нас побуждает чувство вины, когда малыш получает их взамен нашего внимания и тепла. А потом, не нужно забывать, что в каждом из нас независимо от возраста живут наши собственные детские мироощущения, чувства того ребенка, который в свое время не получил какую-то машину или пупса.

- Ну, теперь я понимаю, почему один мой знакомый купил своей  пятилетней дочке пневматический пистолет и спортивный велосипед на вырост. Но в принципе получается, чем меньше игрушек, тем больше простор для творчества?

- А чем больше разных игрушек, тем больше возможностей проиграть модели поведения и социальные роли. Хорошо, когда есть атрибуты, с которыми можно поиграть в доктора, продавца, парикмахера, строителя.  Игрушки, позволяющие привить какие-то навыки,- мозаики, развивающие  моторику, лопатки, лобзики, дающие навыки  работы с инструментами, ведь они обязательно пригодятся. Сегодня на наших детей сильно давит информация, а игрушки помогают ее освоить, пережить, проиграть и осмыслить. Конечно, все мы покупаем игрушки нашим детям и к праздникам, и к дню рождения, за  какие-то достижения, а иногда и просто так. Главное, во всем нужно соблюдать меру. Поскольку слишком большое количество игрушек формирует у маленького человека представление, что вещей должно быть много и их не особенно стоит беречь.

- Елена Юрьевна, может быть, количество игрушек нас бы так сильно не волновало, если бы все они были убраны по местам, а нам бы не приходилось напоминать: «Собери  конструктор, посмотри, вон твой мишка опять завалился за диван!»?

- Если  вам приходится участвовать в «битвах» за игрушки, а может быть, и не только, если ваш ребенок разбрасывает книги, вещи, значит, у него уже  сложилась определенная модель поведения. Вы пропустили момент, когда  можно было сформировать привычку убирать за собой. А это один из важнейших навыков, такой же, как умение самостоятельно есть или одеваться, проситься на горшок. Вспомните, что и эти навыки дались вам не так уж легко. А приучить ребенка к порядку гораздо сложнее. И здесь принцип тот же: вы терпеливо ждали, когда ваша маленькая дочка научится правильно держать ложку - теперь также терпеливо учитесь складывать игрушки.  Фразу «Сколько раз я тебе буду повторять…» -  лучше  не употреблять. У детей пока не сформировалась долгосрочная память, их память ситуативна. Поэтому сколько нужно, столько и напоминайте. Но будьте в своих требованиях последовательными. Иногда вы заходите в дом и видите: вот разбросаны сандалии, дальше валяется куртка, вот не убраны чашки со стола, на диване брошена книжка, а ваше чадо смотрит телевизор, сидя на полу рядом с кучей рассыпанного конструктора… То есть можно идти по следам и по разбросанным вещам легко понять, чем ваш сын сегодня занимался. Если вы сами соберете все оставленные «вещдоки», вы будете  делать это и впредь. Пройдитесь по следам вместе. Вы укажете на все места, где замечен беспорядок, а он пускай разложит все по местам. Свыкнитесь с мыслью, что проделать это вам придется множество раз, прежде чем  ситуация кардинально изменится к лучшему. Нельзя требовать от ребенка того, чему его не научили. Помните, что крик не принесет желаемого  результата. Вы лишь зафиксируете в сознании ребенка модель непродуктивного поведения. Сдерживайтесь. «Построить» вам придется прежде всего саму или самого себя. Если вы сегодня убеждаете дочку, что кукле не годится засыпать, свесившись из ящика вниз головой, то и завтра нужно проследить, где ночует кукла. Иначе вы перечеркиваете все, чего пытались добиться.

- В общем, если  ребенок разбрасывает вещи и игрушки, значит, это в первую очередь наша вина?

- Да. Повторю еще раз: требовать от человека - тем более маленького - можно только то, чему вы его научили. Пропустили этот момент - начинайте все сначала. Формируйте разумный поведенческий стереотип. И не забывайте о личном примере.  

Автор: Виктория БУРКОВА, специально для «В»