Пленэр на горе Смерти
Розовый закат спускается на мягкую гладь озера Ханка. Под ногами - песок, за спиной - скалы. Они сидят за холстами. Закат - самое любимое время художника.
Розовый закат спускается на мягкую гладь озера Ханка. Под ногами - песок, за спиной - скалы. Они сидят за холстами. Закат - самое любимое время художника.
Завершился 16-й учебный пленэр для преподавателей художественных школ Приморского края. Написано более 250 работ, которые уже успели оценить жители поселка Камень-Рыболов. И ничего, что этюды, наброски, акварели на выставке были даже без рамок, - выставка пользовалась успехом, ведь это родные места через призму взгляда художника…
- Пленэр - это огромная практика для преподавателей, - говорит Евгений Фомин, художественный руководитель мероприятия, член Союза художников, заслуженный художник России, - у многих из них вообще нет мастерских, поэтому речь не идет о том, что вот они работали в помещении, а потом выехали писать воздух. Для них это единственная возможность поработать - они где-то преподают, пишут дома урывками, а серьезной работы не получается.
В группе было 10 человек - преподаватели от 22 до 55 лет.
- Когда работаешь со студентами - стоишь за спиной, сам поправляешь, - говорит Евгений Тарасович, - а здесь мы ограничились обсуждением, советами. Все-таки это не студенты. Нужно такт проявлять.
Длился пленэр три недели, но этого оказалось недостаточно. Первая неделя ушла на то, чтобы расписаться, к концу второй, как говорит Евгений Фомин, стали появляться работы, достойные выставки. Когда же закончилась третья неделя, уезжать никому не хотелось…
Их вывозили на самые живописные места поселка: на озера, на гору Смерти, с которой белогвардейцы скидывали партизан, на водонасосную станцию. Работа начиналась сразу после завтрака и продолжалась до обеда, потом час передышки и снова за дело. Вечером кто-то выбирался купаться, кто-то садился за книги, а кто-то брал бумагу, краски и отправлялся писать закат. Перед сном производили разбор полетов - раскладывали картины на полу и обсуждали, у кого что получилось. Пришлось и студенческие времена вспомнить. Евгений Тарасович приготовил для своих подопечных интереснейший курс лекций по цветоведению. Сначала преподаватели сопротивлялись: зачем нам лекции, мы и так все знаем. В итоге разочарованным никто не остался. Дело в том, что для художников-живописцев это необычный материал, потому что его не преподают в академии искусств и училищах. Кстати, на лекциях выяснилось, что некоторые преподаватели, кому за пятьдесят, считают, что художники-абстракционисты выбрали такой стиль, потому что не умеют правильно писать. Как сказал Евгений Тарасович, это характерное заблуждение. Многие абстракционисты - прекрасные техники, просто реалии современного искусства таковы, что оно переместилось в область неизведанного.
Среди ошибок технических - увлечение предметным цветом. То есть если листва зеленая, художники пишут ее зеленым с добавлением других цветов, но у листвы 20 - 30 оттенков, некоторые из них невозможно получить из зеленой краски.
- Я советовал, - говорит Евгений Фомин, - попробовать писать более сложными цветами - на деревьях зелень одна, на кустах другая. Можно смешивать желтый с черным, желтый с синим и так далее.
Были и открытия. Акварели одной из участниц пленэра напоминают акварели раннего Сурикова. У другой был замечательный натюрморт с фиалками. В работах женщин, по мнению Евгения Фомина, больше вкуса, они более изящные. Если мужчина пишет фотографически, то женщина придает картине свое особое видение.
Многие из участников пленэра принимают участие в подобных мероприятиях не первый раз.
Каждый раз пленэр проводился в новом месте, после него организовываются выставки, в том числе и во Владивостоке.
Автор: Анастасия ПОПОВА, специально для «В», Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»