Поэзия в красе ногтей
Казалось бы, да разве можно ставить рядом в одной рецензии две настолько разные, полярные, честно сказать, книги? На мой взгляд, можно. И не потому, что в стиле, языке или художественной ценности этих изданий есть что-то общее. Нет, роднит их одна простая вещь – энциклопедичность.
Казалось бы, да разве можно ставить рядом в одной рецензии две настолько разные, полярные, честно сказать, книги? На мой взгляд, можно. И не потому, что в стиле, языке или художественной ценности этих изданий есть что-то общее. Нет, роднит их одна простая вещь – энциклопедичность. Да, труд Дмитрия Быкова и плод усилий Ксении Собчак, по сути своей, – издания почти справочные.
Ксения Собчак, давайте сразу поставим все точки над «i», - не писательница и вряд ли когда-то таковой станет. И с точки зрения стильности юная телеведущая – далеко не образец тонкого вкуса. Но известная, раскрученная барышня, сама по себе бренд, не лишенная ума и шарма, знающая, кто есть ху в мире моды и что почем в области косметологии и шопинга… Почему бы не предложить ей обобщить свой опыт? Это можно будет продать. Вот так и появились, видимо, на свет «Стильные штучки Ксении Собчак».
Говорить о литературных достоинствах этой книги смысла нет, ведь никто не оценивает «Книгу о вкусной и здоровой пище» с точки зрения красоты языка, верно? Написана спокойно, не скучно, запятые поставлены, мысли высказываются очень правильные: стиль – это умение одновременно быть индивидуальной и в то же время не выделяться; купить дорогую вещь могут многие, создать свой образ – далеко не все; красива не та женщина, на одежде которой ярлычки мировых кутюрье, а та, что ухожена и следит за собой. По сути, книжка Ксении – это такая компиляция из страничек про одежду, красоту и шопинг из гламурных журналов. Примерно то же самое вы найдете в любом «Справочнике для девочек», только здесь все подписано одной фамилией.
В практической пользе изданию не откажешь – одно только пояснение, что представляют собой всевозможные косметические процедуры с мудреными названиями, - уже замечательно. Ну и фотографии гардеробной Ксюши – как дополнительный бонус. А более сказать нечего.
Практично. Мило.
Книга Дмитрия Быкова вышла в серии «ЖЗЛ» и имеет размеры почти устрашающие. Жизнь и творчество Бориса Пастернака разобраны в ней по косточкам, досконально и даже с каким-то маниакальным старанием… Может, этот легкий налет маниакальности и объясняет некую почти мистическую настороженность, которая появляется у читателя? Может быть, меньший объем книги, что-то сокращенное и вырезанное сделали бы ее более – ну если не читабельной, то хотя бы не столь мудреной? К сожалению, при всем таланте и яркости труда Дмитрия Быкова приходится признать: «Борис Пастернак» - книга, в которой слишком много людей, явлений, ссылок и упоминаний. Для биографии, из которой можно извлечь массу информации для школьного реферата, - замечательно. Для художественного произведения – не слишком. И этим, к сожалению, грешат многие издания серии «ЖЗЛ». Заявленная на первых страницах четкая позиция автора: «Имя Пастернака – это мгновенный укол счастья» теряется где-то в истории хрущевской оттепели или трагедии лейтенанта Шмидта. Да, к жизни великого поэта они имели непосредственное отношение, но…
Иногда возникает чувство, что книга состоит из двух неравных половин – кусков добротной прозы и схематичных многословных информационных вставок, обработать которые литературно не совсем получилось.
Да, работу, которую проделал Дмитрий Быков, трудно даже вообразить – сколько источников, воспоминаний, ссылок нужно было перевернуть, собрать воедино, чтобы явить людям непростую биографию нежно любимого поэта. Вот только одно маленькое «но». Биография есть. А образ Пастернака, возникший было на первых страницах, к концу как-то расплывается…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»