Аренда граненого стакана
В одном из хабаровских ресторанов в меню появилась новая строка – «Аренда стакана». Прибегнуть к такой мзде рестораторам столицы федерального округа пришлось отнюдь не по своей воле...
В одном из хабаровских ресторанов в меню появилась новая строка – «Аренда стакана». Прибегнуть к такой мзде рестораторам столицы федерального округа пришлось отнюдь не по своей воле. Со спиртным стало совсем туго, когда с 1 июля в действие вступили некоторые положения ФЗ № 102 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Из-за того, что выпивки в ресторане просто не было, посетителям разрешали приносить свою. А так как владельцы ресторана в этом случае теряют накрутку на спиртное, они вынуждены были придумать такую меру…
Все дело в штрих-коде
Насколько стало известно корреспонденту «В», во владивостокских ресторанах к подобным мерам не стали прибегать, хотя алкогольный «кризис» длится уже более месяца.
- Наши гости относятся к сложившейся ситуации с пониманием – пьют то, что есть в баре, - рассказывает сотрудница ресторана «Семь футов». – Хотя ассортимент алкоголя сократился с 250 наименований до 11…
Таким образом, ресторан «Семь футов», может быть, и не потерял доходов, по крайней мере, значительную их часть. А вот администратор другого заведения, название которого просили не указывать, говорит, что гости отказываются идти к ним в заведение, потому что там нет спиртного. Причем пеняют посетители в основном на отсутствие вина, именно этот напиток оказался наиболее дефицитным.
Напомним, что весь сыр-бор с алкогольной продукцией произошел из-за следующего. С начала второго полугодия акцизное маркирование отечественной алкогольной продукции отменено. Зато введен компьютерный учет каждой капли спиртного с помощью Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Суть системы такова: на спецмарки, которые производители наклеивают на бутылки, наносится штрих-код, содержащий информацию о производителе, виде и наименовании продукции, содержании спирта и т.д., а потом вся эта информация по Интернету передается в Федеральную налоговую службу. Получив товар или отгрузив его в розницу, оптовый торговец тоже обязан нанести соответствующую информацию на штрих-код и проинформировать об этом налоговиков через ЕГАИС. Таким образом, попадание на прилавки некачественной алкогольной продукции сводится к минимуму. Но, как всегда это бывает, самые добрые побуждения государства встречают на своем пути преграды в виде технической невозможности в такие короткие сроки обеспечить предприятия нужным оборудованием для ЕГАИС.
- Создать систему слежения от производителя до розничного торговца – задумка хорошая. Но сырая, - говорит консультант Ассоциации производителей и поставщиков алкогольной продукции Приморья Геннадий Резников. – Сейчас только 30 процентов регионов страны работают с ЕГАИС, у остальных, в том числе и в Приморье, внедрение только начинается.
В крае только 20 процентов алкогольной продукции готовят местные производители. У них с ЕГАИС все в порядке, поэтому продукцию местных заводов можно найти в магазинах и барах без проблем. Все остальное поступает к нам из Москвы и других регионов, которые испытывают сложности с автоматизацией и информатизацией.
Как быть с импортным алкоголем – вообще темный лес. Дело в том, что закупщику необходимо выезжать на заграничный завод-производитель, чтобы там наклеить специальный акциз, предусмотренный отныне для зарубежной продукции. Правда, сейчас на государственном уровне рассматривается инициатива делать это на оптовой базе в России.
Битый алкоголь
И это еще не все проблемы. Начиная с 1 июля на территории России запрещено реализовывать продукцию, не прошедшую ЕГАИС. Геннадий Резников не смог назвать даже приблизительную цифру количества остатков алкоголя, но сказал, что они огромны.
- В сложившейся ситуации рестораторам ничего не остается, кроме как побить бутылки, - комментирует президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров Роман Иванищев.
Однако Геннадий Резников не столь верит рестораторам в следовании букве закона, ведь это касается их доходов. Он уверен, что «нелегитимные» бутылки все же будут реализованы из-под полы. Конечно, убытки ресторанных и магазинных предпринимателей, побей они бутылки, были бы велики. К примеру, в ресторане доход от бара составляет около 30 - 40 процентов, в пивнушках, ночных клубах и закусочных спиртные напитки приносят до 80 процентов прибыли заведению. Очевидно, что от такой части прибыли никто не откажется без боя…
Праздник каждый день
Кроме того, с 1 июля этого года продавцов алкогольной продукции ждал еще один сюрприз. Постановлением губернатора на территории края введено ежедневное декларирование розничной продажи алкогольной продукции. Если магазины с новым требованием справляются сносно, то рестораторы от нововведения просто взвыли. Ведь в отличие от магазинов, где проданную продукцию можно посчитать по горлышкам, в ресторанах продают и по граммам. А еще делают коктейли и используют в приготовлении блюд спиртные напитки…
- Мы уже убрали из своего меню алкогольные коктейли, - поделилась сотрудница ресторана «Семь футов». – Доля продаж на них приходилась небольшая, а с этим ежедневным декларированием коктейли только прибавили головной боли. Это, конечно, вынужденная мера, но нам не оставили выбора.
Администратор заведения, название которого она держит в тайне, сказала, что в их баре не могут позволить себе отказаться от приготовления коктейлей: особенно по выходным коктейли здесь – лидеры продаж, и в основном за счет них реализуется спиртное. Что делать, будут учитывать каждую граммулечку.
Кстати, предусматривалось, что ежедневный отчет о реализованной продукции в лицензионную палату администрации Приморского края магазины и рестораны будут подавать в электронном виде через Интернет, но опять-таки из-за технологической неподготовленности пока этого не делают. Сейчас предприниматели подают декларацию в лицензионную палату в письменном виде.
- После того, как вступил в силу «алкогольный» закон и обязал все ЧП, занимающиеся розничной торговлей, сменить форму собственности (например, на ООО), - продолжает Геннадий Резников, - количество торговых точек в крае сократилось на 30 - 40 процентов. Но вы только представьте: даже несмотря на то, что их сейчас около трех тысяч, лицензионная палата просто не сможет справляться с таким объемом ежедневно(!) поступающих отчетов! Кстати, о сокращении количества розничных торговцев алкоголем. Конечно, кто-то из них продолжил торговать, но только по-черному. А потери несет от этого не только алкогольный рынок, но и государство из-за недополученных налогов.
Как пояснила Марина Королева, заведующая отделом потребительского рынка лицензионной палаты, алкоголь – это не продукт первой необходимости, не обязательный в системе питания человека продукт, поэтому «закручивание гаек» со стороны государства вполне адекватно. На рынок поставляется очень много некачественного спиртного. Цель государства – не мешать предпринимателям работать, а обеспечить полный учет и контроль алкогольной продукции в розничной сети. Кстати, в Приморье за первое полугодие 2006 года (время, с которого действует закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции») смертность от некачественной алкогольной продукции сократилась по сравнению с первым полугодием 2005 года на 37 процентов. Марина Николаевна уверена, что это произошло именно из-за мер, предпринятых государством.
P.S. Сколько бы рестораторы и владельцы магазинов ни сокрушались над новым законом, уверяя, что страдает от этого только потребитель, уж мы-то на их поводу не пойдем. Каждый из нас, наверное, сталкивался с ситуацией, когда, купив в приличном магазине за приличные деньги коньяк, вино или водку, на следующий день просыпаешься с диагнозом «отравление». Если сами продавцы не желают торговать качественным алкоголем, закупая его хоть подороже, но у проверенного поставщика, то пусть это произойдет драконовскими методами с помощью законов. А уж желания выпить у русского человека не отнять, поэтому не стоит сокрушаться, что за этот месяц россияне недопили. В этот период работала перефразированная поговорка: найди, но выпей…
Тем временем...
Дефицит алкогольной продукции, возникший в России после введения новых акцизных марок, спас жизни сотням людей - с таким заявлением выступил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. По словам чиновника, в стране резко снизилась смертность от алкогольных отравлений. Подобных случаев зарегистрировано почти на 2 тысячи меньше, чем за аналогичный период минувшего года.
Если верить Онищенко, большинство жертв алкогольных отравлений в России предпочитали дорогие французские вина. Главный санитарный врач с удовлетворением отметил, что вопреки предсказаниям средств массовой информации, цитирую, «страна не вздыбилась в акциях протеста поклонников Бахуса».
Телекомпания НТВ, программа «Сегодня», 4 августа
Автор: Татьяна КУЛИКОВА, «Владивосток»