Громадьё планов и препятствий
Ввиду ряда недавних событий не очень благозвучное слово «зона» стало в Приморье одним из самых употребляемых. Если тенденции последних месяцев продолжатся, то край превратится в сплошной конгломерат из разнообразных зон...
Ввиду ряда недавних событий не очень благозвучное слово «зона» стало в Приморье одним из самых употребляемых. Если тенденции последних месяцев продолжатся, то край превратится в сплошной конгломерат из разнообразных зон. Впрочем, если введение так называемых пограничных зон вызвало у приморцев и их соседей однозначно негативную реакцию, то с другими зонами – особыми экономическими – связаны, напротив, давние надежды на ускоренное развитие дальневосточного производства, науки и туризма.
Для этого государство разработало новые механизмы, прежде всего – закон об особых экономических зонах (ОЭЗ) и Инвестиционный фонд, который в отличие от Cтабилизационного вроде бы известно куда тратить. Попытки дальневосточных регионов приобщиться к названным экономическим инструментам пока что оборачивались неудачей: за исключением «казуса Томска» все лавры достались московским и околомосковским проектам. Впрочем, надежда остается. Об этом говорят как столичные чиновники начиная с министра экономического развития и торговли Германа Грефа, так и представители региональных властей.
Дальний Восток: первые блины комом
Вслед за прошедшим в конце прошлого года конкурсом на создание ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов 1 августа 2006 года начался прием заявок на создание туристско-рекреационных особых экономических зон. Некоторое время назад руководитель Федерального агентства по управлению ОЭЗ Юрий Жданов заявил, что «в сухом остатке» можно будет говорить о двух-трех проектах, но одновременно «будут отобраны еще один-два проекта по созданию промышленно-производственных зон на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке» (видимо, речь идет о втором конкурсе на создание ОЭЗ промышленно-производственного типа, который Герман Греф пообещал объявить в конце третьего квартала). Вместе с тем, по словам Жданова, дальневосточные регионы в отличие от уральских и сибирских «пока не представили каких-либо глубоких и уникальных проектов».
Судя по информации, поступающей от руководителей администрации Приморья, краевые власти имеют виды на подачу как минимум нескольких заявок. «В» уже сообщал, что существует проект создания особой экономической зоны портового типа (четвертый вид ОЭЗ, так называемые порто-франко) в Восточном, промышленно-производственной в Пограничном, на территории ПТЭК «Пограничный - Суйфэньхэ», туристско-рекреационной на острове Русском. Кроме того, в ходе встречи с руководством китайской провинции Цзилинь губернатор Сергей Дарькин сообщил о планах создания ОЭЗ в Хасанском районе совместно с цзилиньскими властями (последние, по нашим данным, уже приняли соответствующее постановление провинциального правительства). Вероятно, речь идет также о промышленно-производственной зоне, ориентированной на приморский потребительский рынок.
Свои проекты вынашивают и другие регионы Дальнего Востока. Упомянем здесь один из них – по той причине, что в его успехе выразил уверенность полпред президента в ДВФО Камиль Исхаков. Этот проект связан с Благовещенском и соседним китайским городом Хэйхэ и предусматривает создание в Амурской области ОЭЗ; детали пока неизвестны.
«Я думаю, что на Дальнем Востоке мы ограничимся либо промышленно-производственной, либо туристско-рекреационной, либо международной портовой зоной. Например, в порту Находка, - заявил 21 июля Юрий Жданов в интервью радиостанции «Эхо Москвы». - Администрация порта плотно работает и с Минтрансом, и с нашим агентством в надежде выиграть конкурс на этот вид зоны, как только он появится». Стоит заметить, что идея создания портовых зон была поддержана президентом Путиным 3 апреля 2006 года, но законопроект о соответствующих поправках в закон об ОЭЗ уже несколько месяцев не может пройти согласование в Минфине.
Возглавляемое Ждановым федеральное агентство, сокращенно – РосОЭЗ, занимается вопросами не только самих особых зон, но и распределением (совместно с министерством экономического развития и торговли, которому подведомственно агентство) средств Инвестиционного фонда РФ. А это в десятки раз большие деньги, чем те, что выделяются собственно на создание ОЭЗ. Тем не менее 3 августа в результате заседания правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, под председательством Германа Грефа было решено поддержать проекты создания транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области, строительства тоннеля под Невой и строительства нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу автотрассы Москва - Минск. На предыдущем заседании комиссии 26 июля одобрение получили проекты комплексного развития Нижнего Приангарья, строительства платной автомагистрали в Санкт-Петербурге, создания комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске и прокладки скоростной автотрассы Москва - Санкт-Петербург. Как видим, Дальний Восток снова остался в стороне. И это при том, что после первого конкурса на создание ОЭЗ Герман Греф не раз заявлял, что в дальнейшем особое внимание будет уделено именно зауральским регионам. Что же мешает находить общий язык с теми, кто в Москве принимает решения по расходованию средств Инвестфонда и созданию особых зон?
Идея - еще не все
Как заявил на прошедшем во Владивостоке в пятницу совещании «О перспективах реализации проекта по созданию сети логистических центров в Приморском крае» первый вице-губернатор Александр Костенко, проекты в крае есть, и они становятся все более востребованными со стороны федерального центра. Другое дело, что большинство их носят разрозненный характер. «Сегодня нужны такие проекты, которые бы существенно влияли на развитие всего края в целом», - считает Александр Иванович.
- Прошлогодняя практика подачи заявок на создание особых экономических зон заставила нас критически отнестись к принципам работы с федеральными структурами, - отметил на этом же совещании вице-губернатор Виктор Горчаков. – Не будем, как это иногда делается, винить во всем прессу, но в газетах часто пишут о «блестящих перспективах» Приморья. Зачастую это уровень такой «бытовой идеи», которая требует серьезной экономической проработки. Мы не получили поддержки по проектам создания особых зон, но уроки извлекли. Необходимо выстраивать отношения с Минэкономразвития, потому что даже если хорошая идея не укладывается в их философию и лексику, и она не проходит.
Как пояснил Виктор Васильевич, при разработке документации нужно больше внимания уделять критериям, которые выдвигает то же Минэкономразвития. К примеру, у нас много говорят о перспективах Русского в качестве рекреационной зоны, но при этом как-то забывается то обстоятельство, что Минобороны пока не спешит отказываться от своих прав на земли острова. А в этом случае шансы проекта на положительный вердикт резко снижаются. Так что путь от идеи до ее реализации может быть очень непростым.
Но опускать руки не следует. Напротив, по словам того же Виктора Горчакова, есть очень перспективные проекты и помимо названных выше. Они касаются, например, развития компании «Владивосток Авиа», совместных перспектив ДВжд и приморских портов. Предполагается, что в ближайшее время одним из приоритетов как на региональном, так и на федеральном уровне станет развитие транспортного узла «Восточный - Находка». Речь идет уже не о конкретном порте, а о создании на юге Приморья целого логистического комплекса. Возможно, этот проект станет заявкой на создание портовой ОЭЗ. По словам директора ООО «Восточный логистический контейнерный терминал» Германа Зверева, проект уже получил одобрение в Минтрансе и МЭРиТ. Следующий этап - обоснование инвестиций, для чего предусмотрены средства в федеральном бюджете.
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»