Искусство уличной скульптуры

В одном из недавних номеров «В» был опубликован материал, автор которого размышлял о проблемах городского уличного дизайна во Владивостоке. Речь шла в том числе и о том, что, если не считать советских еще монументальных скульптурных ансамблей, в краевом центре практически нет так называемой малой скульптуры...

4 авг. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1992 от 4 авг. 2006

В одном из недавних номеров «В» был опубликован материал, автор которого размышлял о проблемах городского уличного дизайна во Владивостоке. Речь шла в том числе и о том, что, если не считать советских еще монументальных скульптурных ансамблей, в краевом центре практически нет так называемой малой скульптуры. Сегодня у нас есть возможность взглянуть на эту проблему как бы со стороны и сравнить с опытом наших ближайших соседей.

Впервые попав в Харбин более 15 лет назад, я сразу обратила внимание на уникальность этого города, которая проявляется буквально во всем: окружающих городских пейзажах, своеобразной культуре, отношении китайцев к России и всему иностранному...

Хорошо помню, как меня поразило большое количество городских скульптур на улицах. Причем не монументальных агитационно-показательных памятников (их, кстати, в городе совсем немного), а именно скульптур-символов, скульптур-украшений...

Тут уж поневоле заинтересуешься историей китайской скульптуры. Оказывается, уже во II тысячелетии до н. э. в Китае сложился свой стиль скульптурного искусства, а произведения мастеров отличались разнообразием формы, причудливостью изображений зверей, птиц, драконов и чудовищ, фантазией узоров. Постепенно отвлеченные символы природы становились более конкретными, и устанавливать тигров, львов, змей, драконов начали, связывая их расположение со сторонами света, планетами. Скульптурные произведения древности являлись отражением ранних представлений древних китайцев о мироздании. Такие скульптуры носили прикладной характер: оберегать человека от стихийных бедствий, привлекать на его сторону добрых духов.

А сейчас? Какую роль играет городская скульптура сегодня? Многочисленные китайские удивительные львы, сидящие у дверей и подъездов старых домов и новых высоток, впечатляют своей необычностью; впрочем, обращают на себя внимание и другие украшения города. Вот символ провинции Хэйлунцзян (а Харбин – ее столица) – лебедь. Почему именно эта птица? Посмотрите на карту страны, и станет ясно: очертания провинции действительно напоминают гордую красивую лебедушку. А город Харбин даже называют «жемчужиной на шее лебедя». Лебедей на улицах города много: глиняных, гипсовых, металлических. Каждый год в Харбине проходит музыкальный фестиваль «Харбинское лето». Впрочем, не только он является причиной установки множества скрипичных ключей, саксофонов, стилизованных нот на улицах, переулках и в скверах города. Общеизвестна любовь китайцев к музыке и пению. А на знаменитом харбинском Солнечном Острове даже есть бронзовый рояль в натуральную величину. Традиционны читающие девушки у зданий библиотек; детишки, готовящиеся к прыжку, у бассейнов, гномики и Белоснежки у детских садов...

Конечно, некоторые из этих произведений выглядят несколько топорными, примитивными, не отличаются высокой художественной ценностью. Уже лет двадцать назад городское пространство Харбина изобиловало скульптурными работами, однако горожане к ним настолько привыкли и настолько типично неинтересными были эти «произведения искусства», что очень скоро на них перестали обращать внимание. Вспоминается случай, когда, назначая встречу со знакомым китайцем у главпочтамта, долго объясняла, что напротив есть «Летящие лебеди», и там, под постаментом, мы и встретимся. А он раньше их «как-то не замечал», хотя прожил в городе много лет. Словом, городская скульптура в современном понимании этого явления тогда еще только делала первые шаги.

Однако около 10 лет назад ситуация в этой сфере социокультурной жизни китайских городов стала резко меняться. Причины происходящих изменений кроются и в реально осуществляемой политике реформ и открытости страны, и в появившейся у китайских мастеров-скульпторов возможности обучаться в лучших художественных институтах и академиях мира, и в извечном стремлении вперед и мощнейшем потенциале этой нации. Параллельно с экономическим прорывом в Поднебесной теперь всерьез осуществляют прорыв и в области искусства.

В Харбине идет масштабное строительство. Как грибы после дождя вырастают высотки из стекла и бетона, город перерезает масса дорог с многоярусными развязками. И хотя микрорайоны города нельзя назвать однотипными, пространство Харбина все же напоминает огромный лабиринт, в котором человек чувствует себя потерянным и незащищенным. Именно скульптурные объекты и архитектурные памятники призваны преодолеть эту безликость. А насыщенность города скульптурой помогает «очеловечить» городское пространство, создать систему ориентиров, чтобы человеку было легче справиться со страхом большого города: эта гостиница около «Фигуристов», тот магазин у «Резного шара», а там, за «Китайскими мыслителями», небольшой парк.

В Харбине есть очень интересная пешеходная улица - Чжунъяндацзе (Центральная улица), которую называют харбинским Арбатом. Пройдемся по ней и воочию убедимся, что чувство прекрасного у китайцев развито прекрасно (простите за тавтологию!) и скульпторы шагают в ногу со временем, демонстрируя в своих работах высокое мастерство.

Скульптура «Старый извозчик» стала одним из символов города. Уставший за день работы возница, тем не менее, готов домчать вас куда угодно. И его опустившая голову лошадь, кажется, сейчас поднимет ее и застучит копытами по брусчатке (кстати, почти такой же, как на Красной площади) мостовой. Ребятишки с удовольствием карабкаются на лошадь, обнимают извозчика и «помогают» ему править. Туристы не прочь сфотографироваться в его повозке.

«Музыкальный квартет». Девушки-скрипачки, тоненькие, изящные, красивые, полностью отдались во власть своего вдохновения. Смотришь на них, и кажется, звучит их «безмолвная музыка», ваши любимые мелодии. Глядя на эту скульптуру, понимаешь, что ты уже не просто зритель, а «соавтор» этого чуда. А вот чуть дальше «Ваня-гармонист». Этакий веселый разудалый русский гармонист на лавочке... Так и хочется присесть рядом и, отдыхая, заулыбаться. Вот и еще одна цель современной городской скульптуры - создать настроение у зрителя, соответствующее настроению автора. Сколько раз замечала, как даже крайне усталые пешеходы начинают улыбаться, глядя на «Ваню».

Очень хочется посмотреть: что же он рисует...В Харбине любят художников. Поэтому конечно же не обошелся харбинский Арбат и без скульптуры «Художник». Его утонченность, сосредоточенность, какой-то неземной взгляд чувствуются и в облике, и в самой позе. Нужно отметить удачное расположение скульптуры в интерьере улицы. Вообще это можно сказать практически обо всех произведениях скульптурного искусства, что находятся здесь. Прекрасно смотрится фонтан «Мальчики-амурчики». Этакие голенькие карапузики, резвящиеся в струях водопада. И если скульптуры, о которых говорилось выше, выполнены в реалистической манере, то эта - дань стилю ампир. А сочетание ее с искусственными пальмами кажется не надуманным, а вполне естественным.

Естественное, гармоничное сочетание с окружающим пейзажем - вот что отличает городские скульптуры Центральной улицы Харбина. Размер большинства скульптур соответствует натуральной величине прообразов произведений. В этом тоже одно из новых достижений китайских скульпторов. Новизна видна и в тематике. Вот образ современного Китая: девушка, разговаривая по сотовому телефону, остановилась буквально на минутку. Наверно, сообщает подруге об удачных покупках. Она так естественна и привлекательна, что вы, безусловно, не пройдете мимо...

Только девушка может столько времени разговаривать по телефону...

Впрочем, гуляя по харбинскому Арбату, вы часто будете останавливаться практически у каждого из произведений скульптурного искусства. Эти работы китайских скульпторов уже никак нельзя назвать «штамповками на злобу дня», «заказными пропагандистскими агитками». Это мысли, чувства, переживания, стремления, мечты, мировоззрение современного жителя Китая. Городская скульптура стала способом выражения эстетического восприятия действительности не только автора, создателя скульптуры, но и зрителя. Причем скульптор вовсе не «программирует» вас на наслаждение его творением. Просто он умеет выразить и ваши представления о красоте. Приятно, что достаточно быстро городская скульптура в Китае стала одним из интересных явлений подлинно народного высокого искусства. Хотите убедиться в этом? Приезжайте в Харбин и увидите все сами.

Автор: Лариса ЖЕБОКРИТСКАЯ (фото автора), специально для «В»