О Сучанском руднике и канатной дороге
В этом году Партизанск собирается отмечать юбилей – свой 110-й день рождения, хотя некоторые краеведы оспаривают эту дату. Однако в истории города были события, истинность которых трудно оспорить, хотя о них мало кто знает...
В этом году Партизанск собирается отмечать юбилей – свой 110-й день рождения, хотя некоторые краеведы оспаривают эту дату. Однако в истории города были события, истинность которых трудно оспорить, хотя о них мало кто знает. Например, о том, что здесь тоже была построена парадная арка в 1916 году - к приезду на Сучанский рудник (так в то время назывался Партизанск) генерал-губернатора Приамурского края Николая Львовича Гондатти.
В отличие от всех предыдущих губернаторов он был человеком сугубо гражданским. Более того, окончив в 1885 году Московский университет, Гондатти долгое время занимался научной деятельностью. И только в 1911 году его назначили на должность генерал-губернатора Приамурского края.
Следует напомнить, что Сучанский рудник являлся в то время практически единственным казенным предприятием на всем Дальнем Востоке, которое занималось добычей каменного угля. Частные предприниматели, опасаясь конкуренции с его стороны, нередко распускали ложные слухи: или об истощении запасов минерального топлива на руднике, или о его низком качестве. В связи с этим не раз возникали проблемы со сбытом местного угля. Так, еще в 1914 году Гондатти вынужден был обращаться к министру земледелия и государственных имуществ С. И. Тимашеву (именно этому министерству подчинялось сучанское предприятие), чтобы выяснить причины, вынуждавшие морское и военное ведомства отказываться от потребления угля, добытого в Сучане.
Гондатти решил лично разобраться в ситуации. С этой целью он и предпринял поездку по железной дороге на Сучанские копи 13 августа 1916 года. Вместе с ним были военный губернатор области генерал-лейтенант Толмачев, командующий флотилией вице-адмирал Шульц и командир военного порта контр-адмирал Римский-Корсаков. В тот же день высокие гости посетили Сучанский рудник. На станции Кангауз (нынешняя Анисимовка) генерал-губернатора встретили и. о. управляющего рудником К. Ф. Егоров и делегация от рабочих и служащих с хлебом-солью.
Со станции Кангауз Гондатти с сопровождающими проследовал по рудничной железной дороге на сам «объект». Вся узкоколейная железная дорога и сам Сучанский рудник были красиво декорированы арками, зеленью, цветами и национальными флагами. И снова были многочисленные встречающие, хлеб-соль и приветственные слова.
Депутат от рабочих в заключение своей речи произнес: «Сознавая всю важность переживаемого дорогой родиной момента, просим ваше высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Императорского Величества… наши верноподданнические чувства и готовность работать в отдаленном уголке отчизны кайлом, киркой и лопатой на благо родины, не жалея сил, и тем способствовать братьям на позициях нанести врагам неотвратимый удар». Затем начальника края приветствовали многочисленное население рудника и дети Сучана, которые поднесли ему цветы и 1000 рублей на нужды раненых.
Николай Львович Гондатти посетил церковь и управление, внимательно осмотрел все рудничные устройства и машины на железной дороге, на главных шахтах. В тот же день высокие гости присутствовали на торжественной закладке новой капитальной шахты № 10.
После чего начальник края пожелал посетить одну из действующих шахт. Почетных гостей, снабдив «шахтерками», спустили в шахту, где они осмотрели подземные работы.
17 августа утром Гондатти и другие почетные гости отбыли с рудника на лошадях во Владимиро-Александровское, а оттуда в бухту, где их ждал миноносец, на котором они вернулись во Владивосток.
Спустя два дня Николай Львович отправил министру земледелия и госимуществ телеграмму: «Только что вернулся из Сучанских копей, где подробно знакомился с положением дела. Вынес самое благоприятное впечатление. Все работают дружно и вполне успешно; производительность все увеличивается, и в этом году всего будет добыто до 16 млн. пудов, в счет чего пока добыто 10 млн.; главным тормозом для дальнейшего развития копей является отсутствие удобного сообщения с ширококолейной Уссурийской дорогой, для чего необходимо перестроить канатную дорогу и узкоколейную на дорогу нормального типа или по крайней мере заменить только канатную, ходатайство о чем возбуждено уже несколько лет тому назад; необходимо дать ему ход; в настоящее время спрос на уголь громадный и цены на него все растут, но благодаря существующему сообщению сучанский уголь, к сожалению, не может влиять на понижение стоимости угля на местном рынке. Инженер Егоров вполне на месте, и было бы желательно скорейшее его назначение управляющим копями… Гондатти».
После посещения рудника генерал-губернатором жизнь здесь заметно оживилась. Уже буквально через две недели Егорова назначили управляющим Сучанскими каменноугольными копями. В том же году начали возводить Народный дом, возобновили строительство жилья для рабочих.
А еще год спустя в России произошла революция. Гондатти и Егоров выбрали эмигрантскую судьбу. Оба они оказались в Харбине. Так что о понижении стоимости сучанского уголька на местном рынке речь уже не шла.
Автор: Андрей АНТОНОВ, член клуба «Родовед», специально для «В»