Суета вокруг Клио
Человек живет в истории так же, как в географии. Но если в географии он передвигается «из пункта А в пункт Б», то в истории – из вчера в сегодня. И иногда то самое вчера бывает таким неприятным, нерадостным, что ужасно хочется его изменить. Вернуться – и помыть, почистить, сказать совсем другие слова или вообще ничего не сказать…
Человек живет в истории так же, как в географии. Но если в географии он передвигается «из пункта А в пункт Б», то в истории – из вчера в сегодня. И иногда то самое вчера бывает таким неприятным, нерадостным, что ужасно хочется его изменить. Вернуться – и помыть, почистить, сказать совсем другие слова или вообще ничего не сказать…
Иногда хочется и большего. Хочется изменить вчера глобально – не для себя, любимого, а для всего человечества. Сесть в машину времени, вылезти с АКМ наперевес у шатра Чингисхана и покрошить его вместе со всей ордой в мелкую капусту. Ведь так просто: если физически уничтожить какого-то негодяя, не будет ничего из того, что он натворил. И мир станет светлее, ярче, добрее!
Благими намерениями, как говорится, дорога в ад вымощена. Особенно это справедливо в отношении глобальных благих намерений.
Именно вокруг желания изменить ход истории, поиграть с Клио, так сказать, и вертится множество сюжетов фантастической и научно-фантастической литературы, начиная, наверное, с Герберта Уэллса. Правда, большинство из них разбивается о постулат причинности, сформулированный учеными много лет назад. Он прост – изменить прошлое нельзя без глобальных изменений будущего, которые, так уж выходит, сводят на нет все проделанные энтузиастами изменения прошлого. И далеко не всем писателям удается в своих произведениях элегантно обойти постулат причинности или поиграть с ним. Самый яркий и удачный пример – Рей Брэдбери и его знаменитый рассказ «И грянул гром». Стивен Фрай – пример также весьма удачный.
Постулат причинности в «Как творить историю» Фрай обходит элегантно и в то же время дает понять, что ни одно вмешательство в дела великой Клио не бывает безнаказанным и безопасным. И благое, казалось бы, великое дело избавления мира от Адольфа Гитлера может обернуться – обернется, разумеется! – непредсказуемыми последствиями. Как для населения планеты Земля в целом (особенно забавно вашему корреспонденту было узнать о судьбе СССР вообще и Сталина в частности), так и для главного героя, сие избавление сотворившего.
Язык романа – даже с учетом того факта, что перед нами перевод! – легкий, живой. Герой – настоящий, человек, в существование которого легко поверить, которому начинаешь сопереживать и волноваться…
Самое приятное – в таком тонком и сложном деле, как роман, построенный на вмешательстве в историю, Стивену Фраю удалось избежать морализаторства, во всяком случае, открытого.
И «Как творить историю» читается в целом очень легко и очень приятно – главное, как часто бывает, преодолеть первые 50 страниц и не бросить. Это, кстати, проблема большинства многоходовых фантастических романов (а в случае с «Как творить историю» - еще и романом в романе): начало, как правило, занудливое. Перейти сразу к сути дела не получается, нужно кое-что объяснить, рассказать, а потом уж сюжет начинает нестись, как велосипед с горы, и от книги оторваться решительно невозможно…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»