Магистры инновационной экономики

Разговор с проректором по учебной работе Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ), профессором, доктором технических наук Анвиром Фаткулиным.

2 авг. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1991 от 2 авг. 2006

На сегодняшний день эффективное развитие приоритетных отраслей экономики Дальневосточного региона и России в целом связано с внедрением инновационных технологий – разработок, созданных наукой для внедрения в производство и получения прибыли. Важнейшим условием внедрения инновационных технологий выступает их адекватное кадровое обеспечение. О том, как вузы перестраиваются под такие проекты, - наш разговор с проректором по учебной работе Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ), профессором, доктором технических наук Анвиром Фаткулиным.

Просто добавьте два года учебы

- Анвир Амрулович, насколько сегодня вузы, так скажем, причастны к экономике и внедрению технологий? Может, целесообразнее разделить науку и производство?

- Базовое образование  – это по-прежнему основа основ. Подготовка кадров для различных отраслей экономики сегодня идет несколькими путями: через высшее учебное заведение, где мы готовим по программам бакалавров (4 года обучения), специалистов (5 лет), магистров (6 лет), аспирантов (3 года), а также через систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Что такое сегодня инновация? Это использование научного результата через его коммерциализацию для получения конкретного продукта, который эффективно продается. Технологии в этом случае становятся и инструментом, и продуктом, а для его изготовления создается предприятие нового типа, способное от знания и научных разработок перейти к производству.

Кадровое обеспечение инновационных предприятий пока складывается стихийно, никто его раньше специально не продумывал, но еще до того, когда стали говорить о нехватке кадров, во многих вузах – и у нас, и в других регионах страны - стали открываться бизнес-школы и центры дополнительного образования, чтобы наполнить квалифицированными работниками малый и средний бизнес. Только у нас в ДВГТУ сегодня  в рамках дополнительного образования идет подготовка специалистов: по известной международной программе Эм-Би-Эй, по президентской программе управленческих кадров, по программам повышения квалификации в области антикризисного управления, риэлторских услуг, оценки имущества, оценки интеллектуальной собственности  и т.д. И все это очень востребовано: ежегодно только в ДВГТУ подготовку по этим программам проходят 4500 человек.

Сегодня перед вузами стоит такая задача - при реализации основных, а не только дополнительных образовательных программ, их тоже нужно пересмотреть, чтобы они стали работать на инновационный бизнес. И здесь большая перспектива связана с расширением магистерской подготовки.

Справка "В"
Реформа высшей школы, проходящая в настоящее время в России, предусматривает к 2008 году перевод высшего образования на двухступенчатую систему в рамках «болонского процесса»: традиционное пятилетнее образование по большинству образовательных программ уйдет, а вместо него широкое развитие получит система бакалавр- магистр. Соответственно, учебный план будет рассчитан на 4 и 6 лет обучения.

За магистрами будущее. В программе подготовки магистров значительное время отдается научно-исследовательской работе студентов, а раз так, то у них вырабатываются нужные для любого производства качества: творческий подход к постановке и решению задач, гибкость мышления, инициативность, умение работать в команде. Они умеют исследовать, работать с информацией, обладают необходимыми навыками общения – знают, как аргументированно отстоять свою точку зрения и добиться достижения цели. Это специалисты нового типа.

Спецы из будущего

- А в чем преимущество магистерской системы, которая уже сегодня набирает обороты?

- Магистратура была и раньше. Но до марта этого года подготовка шла так: сначала «бакалавр», потом «магистр» в рамках одного направления. Например, если человек выучился на степень бакалавра по направлению «строительство», то и магистратура его ждет только по этому направлению. Поэтому численность бакалавров и магистров была всего 2-2,5 проц. от всей численности выпускников. Сейчас ситуация изменилась. 22 марта этого года вышел приказ Минобрнауки России № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров». Этим приказом введено несколько новых принципиальных отличий. Расширились виды деятельности магистров. Если раньше они были ориентированы на научно-исследовательскую или научно-педагогическую работу, то теперь кроме этого видами деятельности магистров являются проектная, опытная и опытно-конструкторская, технологическая, исполнительская и творческая подготовки в сфере искусства, организаторская и  другие.

Но самое принципиальное отличие – теперь магистерские программы по различным направлениям «могут осваиваться лицами, имеющими высшее профессиональное образование, независимо от направления подготовки (специальности)». То есть степень бакалавра или звание инженера получил по одному направлению (специальности), а магистра – по другому направлению, как правило, востребованному для выполнения определенных профессиональных функций. Естественно, такой выпускник получается более подготовленным к решению задач инновационного характера. Этим же приказом Минобрнауки России вносятся изменения в государственные образовательные стандарты. Наш вуз, например, с 1 сентября вводит изменения в свои образовательные программы подготовки магистров. Соответственно, перерабатываются учебные планы и учебно-методическое обеспечение. Теперь туда заложены разные виды деятельности.

Учитывая техническую специализацию нашего вуза, будем готовить магистров преимущественно для проектной, опытно- и проектно-конструкторской, технологической деятельности и, конечно, для научно-исследовательской и научно-педагогической. Если ориентироваться на инновационные возможности Приморья, то конечно же перспективными для нас отраслями будут кораблестроение, строительство, электроэнергетика, теплоэнергетика, перерабатывающие производства (деревообработка, обогащение полезных ископаемых), гидротехническое строительство, нефтегазовый комплекс, информационно-телекоммуникационные технологии, безопасность жизнедеятельности и др. Задача ДВГТУ – встроить магистерскую подготовку в систему непрерывного профессионального образования университетского комплекса, сделать ее максимально эффективной и востребованной для экономики Дальнего Востока. На мировом рынке труда магистры – это уже давно норма, а буквально через несколько лет нормой они станут и в России. Конечно, в магистрах будет заинтересован и работодатель – ведь они лучшие. И поэтому, я считаю, возможностью получить магистерские дипломы абитуриенты должны интересоваться уже сегодня, а наши двери всегда для них открыты.

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, «Владивосток»