Анна с мечами на шее, или Актер в роли коллекционера
«Грехопадение» – так назывался спектакль Приморского краевого драматического театра молодежи по роману Льва Толстого «Анна Каренина», где актер Игорь Чернышев, известный по многим ролям, впервые представил свету свое новое «амплуа» – собственноручно изготовленные копии российских наград... Это было в конце 80-х.
«Грехопадение» – так назывался спектакль Приморского краевого драматического театра молодежи по роману Льва Толстого «Анна Каренина», где актер Игорь Чернышев, известный по многим ролям, впервые представил свету свое новое «амплуа» – собственноручно изготовленные копии российских наград: Анну с мечами на шее и две звезды - Анненскую и Александра Невского. Это было в конце 80-х.
Дальше – больше: когда ставили спектакль «На дне», Чернышев превратился в фальшивомонетчика. Для того чтобы картина игры в карты на деньги приобрела максимальный натурализм (спектакль шел на малой сцене, можно сказать, среди зрителей), он изготовил серебряный рубль, несколько пятиалтынных (монета достоинством в 15 копеек) и еще горсть медной мелочи ХIХ века – для воссоздания духа того времени.
Мы встретились с Игорем Чернышевым в театре, чтобы поговорить о его хобби. В большой сумке, которую он принес с собой, помимо множества орденов и медалей всех времен, а также разных народов лежал парадный российский мундир из позапрошлого века с плечевой лентой, приятно отягощенный высокими наградами. Именно в нем он щеголял не так давно по Светланской, когда Владивосток отмечал свой 146-й день рождения.
- Игорь, с чего вдруг увлекла идея делать копии наград?
- На приобретение оригиналов у актера нет средств. А медали, ордена, погоны с детства вызывали восхищение, как, пожалуй, у всякого пацана. Хотя, когда всерьез увлекся этим делом, настоящие награды мне, случалось, просто дарили. Одну из них, польский орден, я вручил своему старому другу, ныне подполковнику милиции, пенсионеру – за доблесть. В свое время, будучи еще опером, он не только меня, немало других ребят «увел» с улицы.
Раньше, в период моей юности, о фалеристике писали довольно скудно. Приходилось караулить в киоске журнал, кажется, он назывался «Военная история», где на последней странице печатались сведения о наградах. Это был настоящий восторг! Да что там, когда уже с театром ездили на гастроли по городам и весям Приморья, я первым делом бежал в местные библиотеки, чтобы поискать редкие журналы и книги на эту тему. Это сейчас все просто – зашел на сайт в Интернете – и, пожалуйста, тебе - медали, ордена всего мира, с полным описанием, в цвете.
Хочешь что-то приобрести – тоже никаких проблем. Даже доставят, только плати денежки. А мне интересно все делать своими руками.
- Откуда у актера такие умелые руки?
- Рабочая специальность помогла. Я ведь несколько раз уходил из театра на заработки. На «Дальприборе» освоил рабочую специальность - оператор станков с числовым программным управлением. На самом деле мы были слесарями. Причем устроиться на это предприятие с моим высшим театральным образованием, скажу вам, было очень непросто. Выручило, наверное, отчасти и актерское мастерство – сумел расположить к себе бригадира. Финансовый вопрос решил, но театр забыть не смог. В конце концов супруга сказала: «Надо тебе возвращаться». Потом было еще одно небольшое «отступление» от сцены, когда началась перестройка… Но, как известно, от себя не уйдешь. Нужно делать то, к чему лежит душа, – иначе зачем жить на этом свете. В театре без малого уже 20 лет.
- Игорь, а что за легенды ходят о Свердловской киностудии, где вас, говорят, когда-то чуть не потеряли?
- Это можно назвать любовью с первого взгляда. Во время гастролей нашего театра Виктор Галкин, художественный руководитель театра, через своих знакомых открыл для меня двери Свердловской киностудии. Когда я попал в костюмерный цех и увидел весь «наградной список», отлитый в винипласте, мне захотелось остаться там жить. Это было время съемок масштабных фильмов о войне, таких, к примеру, как «Освобождение». Наград нужно было много: и советских, и немецких. Делать их в металле, как вначале на «Мосфильме», оказалось довольно дорогим удовольствием, поэтому перешли на винипласт, который стоил копейки.
Я на студию целую неделю ходил. Сначала пытался как-то перевести винипластовые оттиски на пластилин, а потом набрался наглости и попросил: «Дайте мне чего-нибудь из наград». На удивление, не отказали. Вот тогда в моей коллекции появились ордена и медали Советского Союза, Германии. С того времени кухня в квартире периодически становится мастерской по ночам.
- Семья не возражает?
- Жена, конечно, ворчит. Правда, сейчас я этим занимаюсь намного реже. А поначалу брал обыкновенную жестяную банку из-под консервов, ставил на плиту, бросал туда олово и начинал «колдовать»: чуть передержал металл, он начинал пузыриться, кипеть, потом лопался. Все приходилось выбрасывать и начинать сначала. Запах стоял еще тот, а вытяжки не было, летом еще окна можно открыть, а зимой... Конечно, желудок я себе тогда посадил. Но, как говорится, охота пуще неволи. К тому же тогда, во времена тотального дефицита, когда даже гипс нельзя было просто так в магазине купить, приходилось все доставать через друзей. И здесь опять заводские меня здорово выручали. Ведь сначала необходимо сделать с награды гипсовый слепок.
Первое время на изготовление одной медали уходило 3 - 4 дня. Все делалось путем тыка. Вот где ругал себя, что химию в школе плохо учил. Приходилось брать в руки учебники, смотреть удельный вес металлов, температуру плавления и так далее. С опытом все стало проще. Даже свое ноу-хау появилось. Там, где на наградном знаке требуется имитировать эмаль (настоящая горячая эмаль должна иметь температуру 600 градусов, ее может выдержать только бронза), я беру обычную эпоксидную смолу и стержень нужного цвета для шариковой ручки.
Зато сейчас сын Владик, ему пять лет, проявляет к моей коллекции завидный интерес. Всю неделю потом собираю по углам ордена и медали. Но, надеюсь, мои беседы с ним о наградах все же не пройдут бесследно.
- Игорь, а сколько всего наград, вернее их копий, сегодня в вашей коллекции?
- Признаться, никогда не считал. К тому же я всегда легко с ними расстаюсь.
- Это так несвойственно настоящему коллекционеру.
- Почему? Когда я по воскресеньям приходил в Покровский парк, на пятачок, где собирались такие же ценители, и стал там завсегдатаем, мне давали оригиналы орденов, медалей, причем довольно редких, чтобы я смог сделать с них копии. Причем без всяких залогов и прочего. Правда, таких людей было немного. А может быть, я ненастоящий коллекционер?..
Во всяком случае, помню, как страстно я хотел иметь медаль «В память за взятие Парижа 19 марта 1814 года», учрежденную Александром I. Впервые я увидел ее на Арбате в Москве, но за нее заломили такую цену!.. Прошло некоторое время, я уже совсем смирился с мыслью, что мне этой награды никогда не видать в своей коллекции, как вдруг очередной фортель судьбы – медаль мне дарят. И где – в нашем Покровском парке. И что вы думаете, я ее, в свою очередь, тоже подарил…
Приличная часть моей коллекции сейчас вообще находится в Китае, и неизвестно, вернется ли. Дело в том, что два года назад мне предложили сыграть небольшую роль в китайском фильме, где рассказывается, как советские войска в 1945 году освобождали китайцев из японского плена. Поехать туда я не смог, но ликбезовскую лекцию прочел и соответствующим реквизитом киношников обеспечил. К сожалению, они очень вольно относятся к наградам и знакам отличия. Скажем, Звезду Героя Советского Союза легко могут повесить на правую сторону, а на полковничьи погоны налепить одну маленькую звездочку.
- А вообще вам доводилось играть роль в орденах, так сказать, собственного производства?
- В «Трех сестрах» выходил Федотиком, молодым офицером.У Чехова ничего не сказано о каких-либо наградах, но зато упоминается о пожаре, в тушении которого офицер участвовал. Значит, его могли наградить. Вот я и украсил мундир орденом Станислава 3-й степени. Режиссер не возражал.
А когда меня пригласили поучаствовать в новом проекте «Ночь музеев» в роли адмирала Невельского, я отправился в театр Тихоокеанского флота взять взаймы морской мундир, но эполетов на нем не оказалось. Пришлось срочно делать самому. Настоящую золотую бахрому во Владивостоке найти не удалось, пришлось импровизировать, но получилось вроде как неплохо. Сейчас мундир вместе с эполетами снова вернулся в театр ТОФ. Авось пригодится коллегам.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»