Прокуратура берет власть на воспитание
27 июля в прокуратуре Приморского края состоялось расширенное заседание коллегии по подведению итогов работы местного «государева ока» за первое полугодие. Прокурорские цифры впечатляют, однако уже в самом начале краевой прокурор Александр Аникин потребовал относиться ко всем прорывам и победам самокритично и взвешенно.
27 июля в прокуратуре Приморского края состоялось расширенное заседание коллегии по подведению итогов работы местного «государева ока» за первое полугодие. Прокурорские цифры впечатляют, однако уже в самом начале краевой прокурор Александр Аникин потребовал относиться ко всем прорывам и победам самокритично и взвешенно. К тому же в связи с недавней заменой генпрокурора Владимира Устинова на Юрия Чайку приоритеты прокуратуры несколько меняются. Участники коллегии могли узнать о новых направлениях в работе прокуратуры от недавно назначенного заместителя генпрокурора по ДВФО Юрия Гулягина и посмотреть на него, что называется, «живьем».
Слово Соколову
Самая тяжелая миссия досталась, пожалуй, Константину Соколову - первому заместителю прокурора Приморского края. Константин Николаевич для Приморья пока что темная лошадка - о нем практически ничего не известно, кроме того, что в нашем крае он служит чуть более двух месяцев, что был переведен во Владивосток из Хабаровска, а за время отсутствия Александра Аникина он исполнял обязанности прокурора края. Известно, что в Хабаровске Соколов возглавлял прокуратуру Краснофлотского района города и на сегодняшний день является одним из самых перспективных работников прокуратуры на Дальнем Востоке. Скорее всего, служба в Приморье – это некий промежуточный этап в карьере бывшего хабаровчанина.
И, тем не менее, Соколову было нелегко – он должен был отчитаться по вопросу надзора за соблюдением в Приморье федерального и краевого законодательства, а также за борьбу с коррупцией в органах власти.
Справка «В»
За 6 месяцев этого года органами прокуратуры края вскрыто свыше 36 тысяч нарушений законов, что более чем в два раза превышает результаты всего прошлого года. Опротестованы почти две с половиной тысячи правовых актов (это тоже превышает показатели работы за весь 2005 год в два раза). В защиту нарушенных прав и интересов государства, муниципальных образований и граждан направлено свыше 17 тысяч исков в суды. В результате прокурорских проверок в рамках общего надзора возбуждено 420 уголовных дел. Сегодня прокуратуре края приходится также контролировать расходование бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса» и «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Однако некоторые данные, озвученные Соколовым на коллегии, носили крайне обтекаемый характер. Например, он сообщил о том, что «три должностных лица территориальных управлений федеральных органов власти незаконно совмещали свою службу с участием в деятельности коммерческих организаций». Но кто эти лица и из какой сферы госвласти – сказано не было. Единственно, что понятно – все три чиновника или уже уволены, или вот-вот оставят свои посты.
Бюджетные средства на местах пытаются расхищать или как минимум незаконно отчуждать – таков еще один печальный итог работы чиновников «на местах». Так, в Спасском районе местные чиновники завысили сумму денег по благоустройству на 600 тысяч рублей. Факт этот выявлен и будет доказан в суде. В Дальнереченском районе межрайонная прокуратура обратилась в суд с исками о признании недействительными сделок купли-продажи 13 объектов муниципальной собственности. Некоторые чиновники просто «забыли» об оценке стоимости этих объектов и о порядке торгов при приватизации муниципального имущества.
Досталось в докладе Соколова и Роспотребнадзору, и межрайонному управлению по пресечению преступлений и правонарушений на потребительском рынке (МУБППР) УВД ПК. первый зампрокурора края обвинил обе структуры в пассивности – на сегодняшний день законность в сфере защиты прав потребителей в основном отстаивает прокуратура. «Я не понимаю, почему управление Роспотребнадзора, обладая штатом в 200 человек, выявило всего около 400 фактов нарушения прав потребителей, тогда как прокуроры, занимаясь своей основной работой, например поддерживая обвинения в судах и расследуя уголовные дела, выявили 450 таких нарушений и пресекли их? - вопрошал на коллегии Соколов. – Да и МУБППР занимается в основном не самыми серьезными делами и выписывает протоколы за незаконную торговлю бабушкам, продавшим плитку шоколада!». Досталось за «несистемность» и госинспекции по труду, у которой, по мнению первого зампрокурора края, «зачастую нет конечного результата».
Уважение по-гулягински
Впрочем, после выступления Соколова Юрий Гулягин не удовлетворился своей формальной ролью на коллегии, показал, что намерен вникнуть во все проблемы региона и что во многие уже вник. И неудивительно – возглавляя на протяжении пяти лет главное управление Министерства юстиции в ДВФО, он хорошо ознакомился со слабыми местами многих силовых структур и органов государственной власти. Так, Гулягин на правах главного порекомендовал Соколову сосредоточить усилия на более тщательной организации контроля за проектами муниципальных законов и распоряжений глав поселений. «Вы должны выявлять нарушения не в уставах муниципальных образований, а в проектах этих уставов, - попенял он Соколову. – Только контроль за стадией подготовки нормативных актов, совместная работа с главами муниципалитетов позволят на более ранних стадиях выявлять и исправлять возможные ошибки местной власти. Отсутствие системности в работе в прошлые годы зачастую привело к тому, что сегодняшние ошибки местных законодателей и глав администраций мы исправляем, но в тех документах, которые датируются 1990 годами, таких ошибок полным-полно. И получается, что документы тех лет противоречат нынешним!». Говоря о тенденциях в работе прокуратуры, Гулягин произнес фразу, которую можно считать программной: «Мы должны организовать такой контроль за органами государственной власти, чтобы они стали нас уважать!». Никогда еще прокуратура не высказывала свою позицию столь открыто. Похоже, что с этого момента у власти и прокуратуры Приморья начался новый этап взаимоотношений: «око государево» теперь не просто карает за должностные нарушения и преступления, оно теперь ВОСПИТЫВАЕТ власть. А это уже что-то новое…
P.S. Пока итоги работы прокуратуры Приморского края можно считать промежуточными: полгода – это еще не год, многие цифры могут измениться. Да и правлению Александра Аникина нет еще полного календарного года. Однако еще через полгода впору будет подводить итоги новой концепции работы прокуратуры с властью – там уже нужно будет говорить не о цифрах, а тенденциях: удалось или нет добиться того самого уважения?
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»