Новые и старые китайцы
Летом наш восточный сосед превращается в филиал Владивостока - в Пекине, Шанхае, Даляне, Харбине на каждом углу слышится русская речь, да и знакомые встречаются частенько. С ордой туристов работают многочисленные гиды...
Летом наш восточный сосед превращается в филиал Владивостока - в Пекине, Шанхае, Даляне, Харбине на каждом углу слышится русская речь, да и знакомые встречаются частенько. С ордой туристов работают многочисленные гиды. В ближайших городах это, как правило, молоденькие девушки, вырвавшиеся из деревень и стремящиеся заработать на будущую учебу и помощь семье. В мегаполисах обычно трудятся люди с высшим образованием, хорошо знающие русский язык. Ли Коцзянь - один из них.
Самый трудный язык в мире
Он попросил называть себя Васей. Так звали его в Даляньском институте иностранных языков, где Ли четыре года учился на русском факультете. На выбор профессии в определенной степени повлияло место рождения - знаменитый Порт-Артур, где многие старики хорошо владеют русским и тепло вспоминают наших земляков. Двадцать лет назад, когда Василий поступал в институт, он уже понимал, что озлобленность культурной революции осталась позади и отношения между нашими странами достаточно перспективны, так что со знанием русского языка не пропадешь. Вот только учеба давалась не просто - русский, по его мнению, самый трудный язык в мире.
После получения диплома жизнь складывалась удачно - устроился на работу в компанию по импорту и экспорту одежды. Приличный заработок, помощь государства позволили приобрести трехкомнатную квартиру, за которую самому пришлось заплатить лишь 15 процентов стоимости. 12 лет назад полученные 70 квадратов стоили всего 30 тысяч юаней, сейчас один квадратный метр обходится в 4,5 тысячи. И это, что называется, в старом фонде. Цена новых домов вообще запредельная для среднего класса. Это и стало одной из причин того, что не только старики, но и представители среднего поколения тоскуют о прежнем строе, при котором были стабильность и уверенность в будущем дне. Вася, к примеру, пять лет назад остался без работы, так как компания, где он трудился, перешла в частные руки. Чтобы в ней остаться, необходимо было выкупить акций на 10 тысяч юаней. Посоветовавшись с женой, решил искать новую работу. Нашел место переводчика на судоверфи, где получает в месяц две тысячи, а на лето обязательно уходит работать с туристами, так как за месяц зарабатывает в пять раз больше, чем на производстве. Но это в Даляне. А вот Анечка из Суйфэньхэ получает от хозяйки турбюро всего 500 юаней, но у нее пока нет образования. Она снимает комнатку, откладывает деньги на учебу и немного помогает семье, живущей в деревне, где, по ее словам, жизнь очень тяжелая, к тому же там подрастает брат, из-за рождения которого пришлось заплатить большой штраф, и он даже не ходит в школу. Она надеется «выбиться в люди» и вытащить из нищеты всю семью.
Считаем чужие деньги
Простым людям всегда интересно сравнить свои материальные возможности. Вот и мы с Васей не посчитали зазорным прикинуть свои доходы-расходы. Его 38-летняя жена работает оператором компьютерного набора, заработок - такой же, как у мужа на судоверфи, то есть две тысячи в месяц. Если считать по нынешнему курсу, то есть 3, 5 рубля за юань, получается, что вместе они зарабатывают примерно 14 тысяч рублей. На еду тратят минимум, я бы сказала, что и вовсе смешные деньги - 150-200 юаней в месяц. Говорит, потому, что питаются в основном вегетарианской пищей, хотя при своих доходах могли бы позволить и мясо, 500 г свинины стоит 5,5 юаня, но они мясо не любят.
Девять лет назад у них родился сын, которого назвали Чунян. Получается так: фамилия переводится как слива, имя - весна, ну а то, что мы называем отчеством, - солнце. Вот такая весенне-солнечная слива получилась. За роды и недельное пребывание в больнице пришлось тогда заплатить 2000, сейчас платят значительно больше. Декретный отпуск - три месяца, потом нередко помогают бабушки, потому что детский сад с двух лет, за него нужно платить 200 юаней, как и за обучение в начальных классах обычной школы. Это деньги за обеды и посещение развлекательных мероприятий, учебники надо покупать самостоятельно, но они стоят недорого. А вот получение высшего образования влетит в копеечку. Васе в свое время родители тоже помогали, но тогда хватало в месяц 70 юаней на все про все, сейчас же надо непосредственно на учебу иметь примерно 20 тысяч.
О втором ребенке супруги не то что не мечтают, даже мысли не допускают. Потому что только штраф составляет 50 тысяч. О его образовании просто пришлось бы забыть. Конечно, новых китайцев (по выражению Васи) ничто не останавливает - у них прекрасные загородные дома-дачи (кроме городских, естественно), они часто бывают за рубежом. Кстати, во Владивосток не ездят по, казалось бы, странной причине - ландшафты наших городов очень похожи, а им хочется экзотики, потому предпочитают Таиланд, Сингапур и прочие подобные места. Сам же Василий с удовольствием побывал бы у нас в гостях, но говорит, что это ему не по карману. Когда работал на государственном предприятии, побывал в командировке в Москве и Санкт-Петербурге - впечатления незабываемые. Сейчас же хочет прежде всего накопить на машину, без которой в большом городе, как известно, трудно. Но на ее покупку необходимо примерно 150 тысяч юаней, а ведь нужно уже начинать откладывать деньги на учебу сына. Правда, потребность в специалистах постоянно меняется, поэтому пока трудно предположить, чем выгоднее будет заниматься мальчику. В настоящее время лучше всего быть врачом - хорошие деньги зарабатывают. Их минимальный заработок - четыре тысячи. Но точно так же, как и у нас, они значительно больше имеют от сотрудничества с иностранными фармацевтическими компаниями.
Кстати, медицинское обслуживание - самая расходная часть семейного бюджета. Банальная простуда выкачивает не менее 300 юаней, о более серьезном лечении и говорить не приходится. Недавно отцу Василия пришлось провести протезирование коленного сустава, так вся большая семья подтянула пояса. И это еще счастье, что несколько десятилетий назад можно было иметь больше одного ребенка. У Васи есть брат и две сестры, так что все скидывались. Интересно при этом, что столь любимая у нас восточная медицина не пользуется на своей родине такой же популярностью. «Это очень долгое и дорогое лечение, - сказал наш гид. - И честно говоря, я больше доверяю европейским методам».
Поговорили мы, конечно, и о квартплате. Платит эта семья за свои 70 квадратов (свет, вода, газ) 250 юаней (то есть чуть больше 800 рублей), а за отопление во все холодные месяцы (с ноября по март) - две тысячи. Средняя же зарплата в Даляне около 1500 юаней, средняя пенсия - 600.
Вывод Василий сделал такой: «Как и мои родители, я тоскую о прежних временах, когда не было безработицы, не было богатых и бедных, государство лечило всех бесплатно. Сейчас все зависит только от тебя самого, а без государственной поддержки выживать очень трудно».
Работать с русскими легко
Двадцатилетняя Анечка из Суйфэньхэ, с трудом подбирая слова, сказала, что ей нравится работать с русскими туристами потому, что они очень умные - понимают все с одного слова. Василий же выдвинул другую версию: «Ваш народ - очень культурный». Честно говоря, это немного удивило - собственные наблюдения были не самыми положительными. Но я поняла Василия, когда мы уходили после просмотра шоу попугаев. Наши дети с коробочками из-под мороженого и бутылочками от сока прилежно направлялись к урнам, а весь опустевший амфитеатр, где только что сидели китайцы, был заполнен мусором.
По словам Василия, за последние годы туристы из России стали еще лучше. Это случилось после того, как наши богатые соотечественники перестали считать поездки даже в самые красивые китайские города достойным местом проведения отпуска. Поехал средний класс, порой даже те, кто имеет минимальный доход. Такие люди более открыты, в них нет снобизма, они умеют искренне восхищаться, а это всегда располагает к себе. Единственный серьезный недостаток русских - непунктуальность, в этом мы сильно проигрываем другим иностранным гостям и ставим тем самым в тупик китайских гидов: «Почему опоздание на 10-15 минут для вас норма?».
Забытый Порт-Артур
Огорчило пренебрежительное отношение русских туристов к нашей истории. Когда Василий предложил посетить Порт-Артур, реакция оказалась более чем прохладной. Понимаю, что кое-кому было трудно выложить за дополнительную поездку 150 юаней, но в основном люди безразлично отмахнулись: «А что там смотреть?».
И все-таки небольшая группа поехала, в основном, чтобы показать детям-школьникам, где сражались и умирали наши соотечественники, ведь это был живой урок истории. Русское кладбище оказалось чистым и по большей части ухоженным. Экскурсовод Саша подводил к могилам Героев Советского Союза, средний возраст которых оказался в пределах 30 лет. На некоторых памятниках сияли отреставрированные фотографии. «Это родственники разыскали своих близких», - объяснял гид. Чуть более запущенным выглядит участок, где похоронены дети, погибшие во время эпидемии холеры, но и там мы увидели свежую фотографию. Оказалось, недавно здесь побывала пожилая женщина, приехавшая поклониться могиле своего старшего брата, умершего в четырехлетнем возрасте.
К сожалению, некоторые памятники изуродованы вандалами, такое характерно почти для всего мира. Саша извинялся и опускал глаза. Следом за нами шли многочисленные китайские туристы, внимательно слушавшие экскурсоводов. Русские группы не встречались.
Затем мы поднялись на гору Высокую к форту № 2. Пожилые китайцы «ехали» туда на своих же земляках - взмокшие жилистые мужчины тащили их на высоту в корзинах. Русские, решившие попробовать столь экзотический способ передвижения, сначала смеялись, а потом спрыгивали на землю со словами: «Никогда больше на человеке не поеду».
На высоте нас встретил Хань Синшу, 82-летний бодрый старик, прекрасно говорящий по-русски. «Здесь полегли пять тысяч русских солдат», - рассказывал он так, будто все произошло вчера. Трепет перед подвигом и большое уважение звучали в его голосе. Вот кто, оказывается, хранит нашу историю.
Вместо эпилога
Мы очень разные. Но мы - соседи. Поездка в те же Далянь или Харбин значительно доступнее, чем в столицу нашей родины. Хочется только дать совет выезжающим впервые - готовьтесь к путешествию, читайте о незнакомой стране, ведь порой сопровождающие тургрупп настолько безынициативны и нелюбопытны, что не могут ответить на самые элементарные вопросы, а китайский гид может недостаточно владеть русским языком. Знание же истории и обычаев чужой страны сделает путешествие еще более приятным.
Автор: Вася с туристами посещает шоу попугаев каждую неделю