Растить человека…
Вот чего я не люблю – так это «психологических» тестов, советов, книжек. Где почему-то всех чешут под одну гребенку и где никогда не найдется ситуация, стопроцентно совпадающая с вашей. А разве можно лечить одним лекарством не одинаковые, а просто похожие болезни?
Вот чего я не люблю – так это «психологических» тестов, советов, книжек. Где почему-то всех чешут под одну гребенку и где никогда не найдется ситуация, стопроцентно совпадающая с вашей. А разве можно лечить одним лекарством не одинаковые, а просто похожие болезни?
Не то чтобы я не доверяла психологам. Наоборот. Но одно дело – индивидуальная консультация, и совсем другое – эти рецепты для всех…
Поводом для бесконечных разочарований стали и издающиеся тоннами в последнее время переводные псевдопсихологические тома, советы в которых ну никоим образом не подходили для россиян, еще недавно бывших советскими. Да и реалии, на которых взрастали американо-английско-французские психологи, до сих пор еще толком в России не оформились. И детей мы воспитываем немного иначе, и видеть их желаем – пусть при совпадении общего – но в деталях все же немного иными.
Исключение из моего упрямого правила составлял разве что Владимир Леви, чьи книги были скорее беседой с читателем, нежели раздачей скороспелок. И вот – впервые за долгие годы – появилось второе исключение. Книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер.
Нельзя сказать, что это такая уж новинка и неизвестная доселе звезда психологии. Юлия Борисовна – человек уважаемый в весьма профессиональных кругах, профессор МГУ, талантливый педагог. Ее работы знают и ценят учителя, методисты, практикующие психологи. И вот – книжка о том, как научиться уважать и понимать ребенка.
На минуточку. Это было очень давно. Несколько веков назад. В домашней энциклопедии великой императрицы Екатерины II появились строки: «Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помни - ему стать не тобой, а собой. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может тебя отблагодарить? Он даст жизнь другому, тот - третьему - это необратимый закон благодарности. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет. Не относись к его проблемам свысока. Тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не менее, чем тебе твоя. А может, и больше, потому что у него еще нет привычки. Не мучай себя, если не сможешь что-то сделать для своего ребенка, мучай - если можешь и не делаешь. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, что ребенок - это праздник, который пока с тобой». Трудно сказать, удалось ли мамам и папам того века следовать этим мудрым наставлениям, но, следует заметить, содержание книги Юлии Борисовны в чем-то схоже с этими базовыми принципами любви к ребенку.
Разбирая самые распространенные жизненные ситуации, предлагая варианты их решений, иногда до смешного очевидные – но мы-то почему не додумываемся? – Юлия Гиппенрейтер на протяжении всей книги рисует родителям портрет их малыша. И как вырастить из него – а что есть «поднятие на ноги детей», как не постоянное общение с ними? – достойного, доброго, воспитанного человека. Как не превратить жизнь в постоянную борьбу с ребенком, не превратиться в сумасбродного тирана, не развить в малыше множество фобий и комплексов…
Сегодня невероятно популярны телепередачи типа «Дикие дети» и «Суперняня». Книга Юлии Гиппенрейтер – своего рода «суперняня», только не вещающая из глубин ТВ, а пришедшая в ваш дом. И готовая помочь…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»