Шаляпин на шёлке
В моих руках увесистый желтый конверт. В нем - свидетельства навсегда ушедшего времени - эпохи «Русской Маньчжурии»: вырезки из харбинских газет 30-х годов, театральные программки, фотографии, письма. Его отправитель - гражданка США Джулия Фредерик, чья молодость прошла в Харбине...
В моих руках увесистый желтый конверт. В нем - свидетельства навсегда ушедшего времени - эпохи «Русской Маньчжурии»: вырезки из харбинских газет 30-х годов, театральные программки, фотографии, письма.
Его отправитель - гражданка США Джулия Фредерик, чья молодость прошла в Харбине. Послание проделало длинный путь. Сначала через океан из Сан-Франциско в Санкт-Петербург, затем - в Приморье. Связаться с госпожой Фредерик, которую русские родственники величают Юлией Николаевной (она родилась в семье унтер-офицера пограничной стражи Заамурского округа в начале прошлого века), удалось с помощью ее племянницы Азалии Сверкуновой, которая живет в Артеме. Благодаря этому «посланию» удалось познакомиться с судьбой известной художницы, нашей землячки (уроженки Уссурийска) Александры Азовцевой-Людикорминой.
На вернисаже как-то раз
«Успех молодого дарования» - так называлась статья, опубликованная в харбинской газете «Рупор» почти 70 лет назад. В ней с восторгом рассказывается об успехе 25-летней художницы Александры Людикорминой на ежегодном вернисаже в Харбине. Знатоки искусства были восхищены ее работами, выполненными в традиционном азиатском стиле - вышивка шелком пейзажных и портретных композиций.
На фотографии 30-х годов Александра снята на фоне своих работ, принесших ей известность. Талант художника удивительным образом передался ей по наследству. Александра родилась в 1910 году в Никольск-Уссурийске. Ее мать Дарья Ивановна жила там до замужества. Отец Александр Иванович Людикормин, уроженец Харькова, занимал должность начальника одного из отделений Владивостокской телеграфной станции. Познакомились молодые во Владивостоке и обвенчались здесь же. Вскоре после женитьбы глава семейства получил выгодное предложение - возглавить производство работ по возведению телеграфной линии на Китайско-Восточной железной дороге. Спустя несколько месяцев после появления на свет дочери Саши семья переехала в Харбин.
Надо сказать, что дед новорожденной Иван был достаточно известным в Харькове церковным живописцем и довольно состоятельным человеком. С ранних лет у девочки проявилась тяга к рисованию. Она вообще была по натуре ребенком очень впечатлительным. Отец нередко брал Сашу с собой в поездки по железной дороге. Яркие впечатления от путешествий выплескивались на бумагу в рисунках, набросках. Неудивительно, что сразу же по окончании известной в Харбине «пушкинской» гимназии Александра прошла трехгодичный курс 1-й художественной школы, а затем продолжала обучаться живописи в студии известного художника А. Степанова.
Государев лик и знамя монархистов
В один из осенних дней 1930 года Александра оказалась в гостях у подруги. Там ее внимание привлекла удивительная картина, вышитая шелком на холсте. Работа была выполнена на специальной швейной машинке фирмы «Манлос». За несколько месяцев юная художница освоила технику вышивания, а некоторое время спустя в витрине фирмы «Манлос» появились живописные изображения животных, птиц, цветов, вышитых цветными шелковыми нитями. Александру зачислили в штат компании. Ее работы очень нравились посетителям, так что недостатка в заказах не было. В числе поклонников таланта Людикорминой были архиепископ Маньчжурский Нестор и широко известный в Харбине врач - профессор Казем-Бек.
В сентябре 1936 года Харбин встречал Федора Шаляпина. По окончании одного из концертов почитатели великого «русского баса» преподнесли кумиру его портрет, вышитый шелком. В нижнем углу была сделана надпись - «Великому Шаляпину от скромной рукодельницы». Подарок чрезвычайно тронул Федора Ивановича, он попросил представить ему автора портрета. Им оказалась Александра Людикормина.
Впрочем, были у нее и работы другого рода. Так, однажды заказчиком мастерицы стал дальневосточный отдел «Русского общевоинского Союза». Для него был исполнен «Портрет Его Величества Государя-императора Николая II», а затем поступил еще более ответственный заказ - изготовить знамя этого монархического объединения самых непримиримых врагов Советской власти. В центре стяга располагался двуглавый орел, в четырех его углах - архангелы. На поле знамени можно было прочесть девиз: «За веру, Царя и Отечество». Эта работа принесла Александре репутацию художницы с монархическими убеждениями.
Все смешалось в патриархальном, уютном Харбине с началом великой русской смуты. Сюда после Октябрьской революции 1917 года стали тысячами прибывать люди, спасавшиеся от «новой жизни». Потом последовала целая череда тяжелых событий и испытаний. В результате русские в Маньчжурии оказались между советским молотом и японской наковальней.
Воспитанная в семье с православными традициями, Александра была искренне верующим человеком. Но вместе с тем она с большим интересом относилась к традиционной восточной религии - буддизму. Сочетание этих двух религий и позволило удержать художнице душевное равновесие. Работы Александры наполнены добротой и умиротворением. Как будто и нет вокруг суровой реальности текущей жизни, с ее болью и страданиями.
Между тем к середине 1939 года война Японии с СССР уже казалась неизбежной. В поисках лучшей жизни, опасаясь боевых действий, многие русские покидали Харбин, перебираясь на юг Китая. В 1940 году Александра уехала в Шанхай.
Подарок для генералиссимуса Сталина
Художница поселилась во французской части города и вскоре познакомилась со своим будущим мужем Дмитрием Азовцевым. Они обвенчались в 1942 году, в разгар войны и оккупации города. Как большинство патриотически настроенных русских, Азовцевы с болью, а затем с гордостью следят за событиями на советско-германском фронте. С надеждой и радостью Дмитрий и Александра восприняли сообщение о вступлении СССР в войну с Японией и скорой победе русского оружия. В конце сентября 1945 года советскому консулу в Шанхае от имени русских эмигрантов был преподнесен подарок для генералиссимуса - великолепный портрет Сталина, вышитый шелком на атласе. Автором работы была Александра Азовцева. Портрет отправили в Москву. А месяц спустя оттуда пришло сообщение о том, что госпожа Азовцева принята в Союз художников СССР.
Однако недолгая эйфория русских эмигрантов вскоре сменилась горьким разочарованием. Стало известно, что на территории, занятой советскими войсками, идут масштабные аресты. И не только тех, кто в гражданскую воевал на стороне белых или сотрудничал с японцами. Александре Азовцевой наверняка бы припомнили ее портрет государя-императора и боевое знамя монархического союза. Они с мужем решают остаться в Китае. Александра больше не занимается художественной вышивкой. Теперь ее рабочий инструмент - только карандаш и кисть. Через девять лет, когда жизнь в Китае станет для русских совершенно невыносимой, чета Азовцевых переедет в Австралию. Там они проживут до конца своих дней.
Два одиноких подсолнуха
В «сиднейском» альбоме Азовцевой представлено несколько десятков репродукций с ее картин. Одна из них написана перед отъездом из Китая в конце 1953 года. Пустынный берег реки. У самого уреза воды растут рядом два подсолнуха. Силуэты цветов напоминают фигуры людей, переплывших реку. Вдали - буддийский храм. Аллегория очевидна. За спиной «двух одиноких подсолнухов» - Азовцевых осталась их родина. Впереди - неизвестный берег, на котором им придется начать свою жизнь сначала.
Они поселились в Сиднее. Известно, что мужу художницы довольно трудно давался английский язык, он так и не смог найти себе в Австралии хорошую работу. Азовцевы жили за счет продажи картин, над которыми неустанно трудилась Александра. Первым ушел муж. Это случилось в 1980 году. Она пережила его на 14 лет. Их похоронили рядом, по русскому православному обряду.
Художественные произведения кисти Азовцевой сегодня - национальное достояние Австралии. Ее имя внесено в каталоги Оксфордского и Кембриджского университетов. При жизни творчеству Александры было посвящено значительное количество статей на страницах ведущих американских и австралийских газет. В России она остается совершенно неизвестной. Как, впрочем, имена многих наших талантливых соотечественников, волею судьбы оказавшиеся на чужбине. Они до последних дней считали себя русскими, ведь мы с ними одной крови.
Автор выражает благодарность Юлии Николаевне Фредерик (г. Сан-Франциско, США) и Азалии Михайловне Сверкуновой, жительнице Артема, за помощь в подготовке материала и сохранении русского исторического и культурного наследия.
Автор: Валентин КОВАЛЬЧУК, общество охраны памятников, специально для «В», г. Артем