Возрождение удэгейской легенды
20 июня в Приморье из Москвы прилетели Родион Суляндзига, директор Центра содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦС КМНС), и Никита Вронский, руководитель проекта ЦС КМНС по развитию аборигенного экологического туризма. За десять дней они вместе с корреспондентом «В» пересекли край с востока на запад и с севера на юг...
20 июня в Приморье из Москвы прилетели Родион Суляндзига, директор Центра содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦС КМНС), и Никита Вронский, руководитель проекта ЦС КМНС по развитию аборигенного экологического туризма. За десять дней они вместе с корреспондентом «В» пересекли край с востока на запад и с севера на юг и посетили места компактного проживания малых народностей. В первой части цикла (в номере «В» за 18 июля) мы рассказали о деревне Михайловке Ольгинского района, где живут последние в мире тазы.
На карте - есть, на дороге - нет
Из Михайловки наш путь лежал в Ольгу, где мы встретились с главой администрации Ольгинского района Петром Диюком. Он внимательно выслушал Суляндзигу и Вронского, выразил свое желание сотрудничать, но предупредил, что придется столкнуться с некоторыми проблемами, в частности - с пресловутым отсутствием инфраструктуры.
Вечером мы выехали из Ольги и направились в село Рощино Красноармейского района. Нам предстояло в ночи преодолеть больше пятисот километров по проселочным дорогам. Фактически пересекли Приморье с востока на запад за девять часов. Самое смешное – умудрились снова заблудиться! Как и в случае с Михайловкой, на дороге не было никаких указателей, извещавших, что Рощино где-то рядом. Судя по карте, село должно было находиться между Богуславцом и Вострецово, но ни до, ни после Вострецово искомого села не обнаружилось. Пришлось минут тридцать покружить по пустынной трассе, пока Родион не вспомнил, что Богуславец и Рощино – это практически одно и то же место: их разделяет всего метров сто, поэтому нет никаких опознавательных знаков.
Магический отвар Догдовича
Несмотря на то, что в Рощино мы въехали в четыре часа утра, село оказалось на удивление оживленным: возле сельского клуба «Геолог» тусовалась молодежь, хотя, как выяснилось позже, дискотеки там заканчиваются к полуночи. Огромный клуб, подсвеченный парой фонарей, в ночи выглядел весьма внушительно – ну прямо средоточие местной культуры! При свете дня впечатление заметно потускнело: построенное еще в 50-х годах прошлого века здание явно нуждалось в основательном ремонте. Но поскольку это здание было единственным в Рощино местом проведения народных собраний, именно его выбрали Родион Суляндзига и Никита Вронский для встречи с местным коренным населением – удэгейцами и презентации своего проекта аборигенного туризма.
Почему-то рощинские удэгейцы встретили московских гостей весьма сдержанно: было больше сомнений, нежели энтузиазма. Все пришедшие, конечно, согласились с тем, что аборигенную культуру необходимо беречь, восстанавливать по крупицам и что определенную роль в этом может сыграть развитие туризма на территории Красноармейского района. Однако страх перед неизвестностью оказался сильнее, и надо сказать, резонно. Одна молодая удэгейка призналась, что она бы очень хотела поспособствовать расцвету традиций и обрядов своих предков, но огромный и кропотливый труд пугает:
- Я могу, конечно, оставить свою работу в местном детском доме и посвятить всю себя тому, чтобы разрабатывать туры, воссоздавать ритуалы, но чем я буду кормить детей?
Вполне обоснованное замечание, учитывая, что на первых порах работать над проектом аборигенного туризма придется исключительно на энтузиазме. С другой стороны – без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Пожалуй, одним из самых активных участников встречи был шустрый дедушка - Александр Догдович Кялунзига. Недавно он разменял девятый (!) десяток, что не мешает ему оставаться в самой гуще событий: он возглавляет родовую кочевую общину коренных малочисленных народов «Удэге», регулярно ходит на охоту, по-шумахеровски лихачит на своем микроавтобусе и периодически пишет письма не только губернатору, но и самому президенту. Местные жители поговаривают, что секрет его долгожительства – особый настой на оленьих пантах, который дедушка Догдович систематически употребляет. Сам он, правда, лишь хитро улыбается на просьбы поделиться таинственным знанием. Как бы то ни было, старый удэгеец был одним из немногих в Рощино, кто с энтузиазмом принял предложение о сотрудничестве:
- Я могу и разместить туристов, и накормить, найду, что им показать, как в тайге, так и в поселках…
Рассказывать Догдович действительно мастер: в один из вечеров мы собрались за общим столом и в течение часа со слезами на глазах слушали его воспоминания о Великой Отечественной войне. Поразительно, но за прошедшие 60 лет он не забыл ни одной минуты тех страшных дней…
Йети живет на севере Приморья?
Отсутствие энтузиазма у местных аборигенов нисколько не расстроило Родиона:
- Их опасения понятны и исправимы. Думаю, нам нужно только подтолкнуть их к действиям, показать правильный путь. Для этого будут устроены семинары, на которых представителям общин КМНС расскажут о том, что такое туризм, как организовывать туры, познакомят с особенностями и нюансами этого вида деятельности.
Для того чтобы заручиться поддержкой власти, мы отправились в «столицу» Красноармейского района – село Новопокровка. Игорь Чесноков, председатель комитета по природным ресурсам районной администрации, оказал нам неожиданно теплый прием. Выяснилось, что уже давно в районе создана концепция развития экологического туризма, ведь этой территории есть что показать. Например, уникальные метеоритные кратеры Сихотэ-Алиня: 12 февраля 1947 года более ста тысяч фрагментов астероида общей массой в сотню тонн грохнулись в дебрях Уссурийской тайги. На сегодняшний день этот объект по своим масштабам, сохранности и количеству выпавшего метеоритного вещества не имеет равных во всем мире! Или «Чертово кладбище», расположенное на реке Арму: на косе разбросаны десятки камней, напоминающих фантастические человеческие черепа. Говорят, именно здесь в 1998 году видели «снежного человека», на память о котором остался клок шерсти.
- У нас даже создана карта «аномальных» мест района, - смеется Игорь Чесноков. – Некоторые места – святилища древних удэгейцев, которые представляют собой особый интерес.
За примерами долго ходить не пришлось. Чесноков предложил показать нам средневековое бохайское городище, расположенное в паре километров от Новопокровки. Сразу признался, что ему очень стыдно оттого, что, прожив здесь 30 лет, он только год назад узнал о существовании такого археологического памятника. Десять минут езды – и мы на месте. Даже неспециалист заметит, что вал, окружающий поляну, рукотворный. Правда, неспециалист ни за что не определит, сколько сотен лет этому творению. По одну сторону поляны жили богатые бохайцы, по другую – бедные. До сих пор в этой земле, если хорошенько покопаться, можно найти древние наконечники от стрел, монеты, осколки посуды и другой утвари. Место действительно очень интересное и красивое.
Среди других удэгейских памятников – урочище «Орочонский Бог», расположенное в нижнем течении реки Арму. Это небольшая скала, главная тайна которой заключена в том, что она постоянно меняет свой облик: скала напоминает то голову с характерными азиатскими чертами, то смотрящего в небо Кащея, а иногда становится похожей на медведя или собаку. Каменный идол был для аборигенов культовым местом, где совершались ритуалы, и сами они говорят так: «Никто не должен знать истинное лицо бога».
Маркетинг решает все
Таких мест – сакральных, скрытых в чаще, возможно, действительно аномальных – в Красноармейском районе много, каждое представляет собой бесспорную историческую ценность. Нужно сделать совсем чуть-чуть – научиться не только продавать (в хорошем смысле слова) эту историю, но и сохранить сам объект для потомков. Тем более что в районе объективно лучшие условия для развития туризма: уже есть несколько баз отдыха и кемпингов, а в скором времени появится первый национальный парк «Удэгейская легенда» (Фрадков пообещал!), который, несомненно, привлечет новых туристов. Кроме того, удэгейцам удалось сохранить чуть больше из наследия предков, чем, например, тазам или гольдам. Они более многочисленны, и, может быть, этот факт сыграет решающую роль в воссоздании национальной культуры. Например, Родион Суляндзига и Ирина Кялунзига, районный координатор правового информационного центра «Сунэйни», во время разговора вместе вспомнили, как их бабушки и дедушки лечили ангину: до боли скребли область шеи и верхнюю часть спины алюминиевой ложкой. Никто не знает, каким образом, но этот способ действовал. Таких обрывочных знаний о национальном языке, медицине, культуре - масса, необходимо лишь создать систему, которая объединяла бы их как опыт предыдущих поколений, как подарок – будущим.
Пришло время собирать камни. Приморский край – это настоящая россыпь жемчужин, и наши аборигены – удэгейцы, тазы, гольды – тоже «драгоценности». Нельзя допустить, чтобы они забыли свою историю и растворились в цивилизации. Ведь корона даже без одного камушка – уже не корона.
Автор: Екатерина ЛУКОНИНА (фото автора), «Владивосток»