По следу дедушки Ямпо
В Приморском крае - более двухсот уникальных природных объектов, и как минимум пятьдесят из них могут быть использованы в туристическом бизнесе: острые скалы, глубокие пещеры, высокие водопады, спрятанные в дебрях Уссурийской тайги, захватывающие панорамные виды, открывающиеся со множества вершин...
В Приморском крае - более двухсот уникальных природных объектов, и как минимум пятьдесят из них могут быть использованы в туристическом бизнесе: острые скалы, глубокие пещеры, высокие водопады, спрятанные в дебрях Уссурийской тайги, захватывающие панорамные виды, открывающиеся со множества вершин... А еще в Приморье живут почти полторы тысячи аборигенов - удэгейцев, тазов, нанайцев, гольдов - хранителей древней культуры, таинственных ритуалов и обрядов. Если все это - природные и человеческие ресурсы - объединить, то получится неслабый "коктейль", попробовать который захотят многие.
Приморье как стартовая площадка
В декабре 2005 года Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦС КМНС) начал реализацию проекта "Инновационная модель аборигенного экотуризма в России". Проект рассчитан на два года, за которые необходимо оценить возможности туризма силами местных общин, разработать образовательные курсы по теории и практике этого вида деятельности, создать сеть партнерских организаций и подготовить специалистов из числа аборигенов. Одним словом, не столько показать всему миру места традиционного проживания аборигенов, сколько научить их выживать в условиях рыночной экономики и не забыть при этом о своей самобытной культуре. Приморье, Якутия и Камчатка - эти три территории были выбраны как модельные. Целый месяц Родион Суляндзига, директор центра содействия, и Никита Вронский, руководитель проекта, посвятили изучению общей обстановки. В Приморье они прилетели из Москвы 20 июня и начали свое десятидневное турне с Пожарского района. 26 и 27 июня провели ряд встреч во Владивостоке, в том числе и презентационный "Круглый стол", на котором представители туристического бизнеса края выразили свою полную готовность сотрудничать.
Вечером 27 июня Родион Суляндзига, Никита Вронский и Анна Забатурина, координатор правового информационного центра "Сунэйни", отправились дальше - в планах было посещение Ольгинского и Красноармейского районов. Вместе с ними в путь отправился и корреспондент "В".
"За детьми - наше будущее"
Из Владивостока мы выехали в семь часов вечера, когда начался настоящий ливень, поэтому в село Михайловка Ольгинского района прибыли только к пяти утра. Перед этим заблудились: поворот на село никак не был обозначен на трассе, и мы промахнулись километров на двадцать. Редкие автомобилисты, проезжавшие в это время мимо, видимо, побоялись остановиться и подсказать дорогу.
В паре километров от Михайловки мы увидели косулю: она переходила дорогу и застыла, ослепленная светом фар. Постояла с полминуты и грациозно, в три прыжка, скрылась в кустах. Эта неожиданная встреча приятно обрадовала: не зря говорят, что Приморье - удивительно богатый по биологическому разнообразию край! За обсуждением того, каких еще животных можно встретить (а вдруг настоящего тигра?), мы и въехали в первый пункт нашего назначения.
Михайловка - маленькая деревенька всего в три улицы (Центральная, Школьная и Новая) - спала: ни одна собака не гавкнула при нашем появлении. Псы, наверное, привыкли к тому, что чужие редко забираются в такую глушь, и приняли нас за своих. Позже мы узнали, что деревня настолько тихая и безопасная, что даже милиции здесь нет, ближайший участковый - в 40 километрах. Нет здесь и больницы, только фельдшерско-акушерский пункт в соседнем селе Фурманово. Зато есть школа, в которую ходят не только михайловские дети, но и ребята из того же Фурманово и близлежащих сел - Молдавановки, Горноводного, Щербаково. Всего - 45 учеников. Татьяна Новикова, директор школы, своими ребятами гордится:
- Наши дети - молодцы! Очень деятельные: как только услышат, что где-то объявлен конкурс, сразу подают заявки, участвуют во всех соревнованиях и эстафетах. Жаль, что молодежи мало. В этом году всего три выпускника, из них, правда, один медалист.
Есть в Михайловке и своя "звездочка" - лауреат районных, краевых и российских фестивалей 13-летний Сережа Сыр, чей голос покорил не одну сцену. Но молодежи, действительно, мало: на дискотеки в местный Дом культуры приходит от силы человек десять. Причина проста - дети вырастают и уезжают из родного села в большую жизнь. Рождаемость в последние годы, как и везде в России, очень низкая, хотя в этом году в Михайловке ждут сразу трех малышей. Кстати, рожать женщины ездят в Кавалерово, так как роддома нет даже в Ольге.
Сохранить корни - значит выжить
Михайловка - уникальная в своем роде деревня: это единственное на Земле (!) место компактного проживания тазов - одной из коренных народностей Приморья. Всего в Ольгинском районе проживает 240 аборигенов, 106 из них - в Михайловке.
- Первые встречи, которые мы провели в селах Красный Яр, Верхний Перевал и в Лучегорске, были позитивными, - рассказывает Родион Суляндзига. - Живущие там удэгейцы активно высказались за возрождение своей культуры с помощью туризма.
Родион - младший брат того самого Павла Суляндзиги, представляющего интересы коренных народов России в ООН. Он не понаслышке знает о бедственном положении, в котором оказались аборигены, не сумевшие вписаться в новый строй жизни и растерявшие свои навыки: в родном Красном Яре бывает ежегодно и своими глазами видит, как удэгейцы все больше и больше забывают язык, традиции, историю: Однако Родион уверен, что если аборигенам помочь, подтолкнуть, объяснить им выгоду, которую они получат от сохранения самобытного стиля жизни, то исчезновение этноса можно остановить.
- В Канаде, Дании и других Скандинавских странах есть опыт взаимодействия туристического бизнеса и коренных народов, и применить в России его можно. Но в нашей стране нужно менять психологию людей, прежде всего - самих аборигенов, - уверен Родион.
Гольд с украинскими корнями
Глава Молдавановского сельского поселения (в него входят села Молдавановка, Михайловка и Фурманово) Геннадий Захаренко - один из немногих живущих в Приморье гольдов. Правда, сам он по этому поводу шутит: "Я гольд, если прищурюсь". Ученые до сих пор не пришли к единому выводу, что же это за этнос? Есть мнение, что гольдами называли нанайцев соседние с ними племена. К сожалению, сегодня и гольды, и нанайцы, и тазы практически утратили свою культуру: забылись обряды, верования, не отмечаются традиционные праздники, почти исчез национальный язык: Когда-то из Москвы приезжали филологи, составляли словарь тазов, но на этом все и закончилось. Может быть, поэтому жители села с энтузиазмом приняли предложение Родиона Суляндзиги и Никиты Вронского об участии в проекте по развитию аборигенного туризма. Тем более что все предпосылки для этого есть. Вокруг Михайловки - масса природных и антропогенных объектов, которые могут привлечь потенциального туриста: солонцы, тисовая роща, знаменитая Мокрушинская пещера, древнее бохайское городище, а в чаще расположено культовое место - древняя молельня.
- К нам приезжали корейские туристы, искали свои корни, - рассказывает Валерий Новиков, руководитель общины коренных малочисленных народов Ольгинского района "Чин Сан" (в переводе на русский язык - "Чистые горы"). - Пару лет назад приезжали два немца, которых интересовала охота в Уссурийской тайге. Для них это был настоящий экстрим! Но, конечно, многое нами уже утеряно в той или иной степени, придется все восстанавливать по крупицам:
Надо отдать должное тазам: они готовы проделать немалую работу по восстановлению своей истории, культуры, тем более что у них есть на чем основываться. В том же сельском Доме культуры, где проходят дискотеки и размещена библиотека, находится музей села Михайловка. Музеем эту маленькую комнатушечку назвать сложно: на паре квадратных метров - два небольших стенда с предметами быта, костюмы, альбомы с фотографиями. Со стен смотрят первые жители села, например, Валентина Андреевна Утай-Скичу-Дю. Она была одной из немногих, кто знал язык тазов, и до конца жизни хранила национальный костюм: расшитое скромной вышивкой платье с глухим воротником и боковыми разрезами, к которому надевали черные вельветовые шаровары. Или дедушка Ямпо, который появился в Михайловке в 30-х годах прошлого века вместе с другими переселенцами из Чугуевского района. Рассказ о них заботливо написан на простом листе бумаги от руки, и именно в этом отчетливо проявляется желание тазов сохранить свое прошлое, не забыть, кто они и откуда пришли:
Иметь проблему - не проблема!
Самая большая проблема для развития этноэкологического туризма на территории Ольгинского района - это, конечно, почти полное отсутствие инфраструктуры. И то, что на трассе нет указателя поворота на Михайловку, уже существенный минус. Да и добраться до села можно только на своей машине, так как рейсовый автобус из Ольги не ходит туда уже лет восемь. Говорят, нерентабельно, и это понятно: в Михайловке живут 170 человек, в Фурманово - 120, в Молдавановке и того меньше - всего около 20. Большие проблемы сейчас с телефонной связью: в Михайловку еще можно дозвониться, а вот из нее - редко удается. Встает вопрос и с размещением будущих туристов, хотя в планах общины "Чин Сан" - строительство базы отдыха.
- В целом же перспективы есть, и они очень радужные, - делится своими впечатлениями Родион Суляндзига. - В Михайловке имеются электричество и нормальные дороги. Но самое главное - жители готовы работать, вспоминать свои корни и делиться этими знаниями с другими: А энтузиазм - залог успеха!
В Красноармейский район мы отправились окрыленные успехом и переполненные надеждой.
(Продолжение в следующем номере "В")
Автор: Екатерина ЛУКОНИНА (фото автора), "Владивосток"