Отрава отступает
12 июля в Управлении Федеральной службы по контролю за наркотиками (УФСКН) по Приморскому краю прошла полугодовая коллегия, на которой подводились итоги за шесть месяцев. В работе коллегии приняли участие два высоких гостя из центрального аппарата ФСКН РФ - и.о. начальника управления по контролю за легальным оборотом наркотиков Второго департамента ФСКН России генерал-майор полиции Виталий Демченко и замначальника зонально-следственного управления следственного департамента ФСКН Олег Логунов.
12 июля в Управлении Федеральной службы по контролю за наркотиками (УФСКН) по Приморскому краю прошла полугодовая коллегия, на которой подводились итоги за шесть месяцев. В работе коллегии приняли участие два высоких гостя из центрального аппарата ФСКН РФ - и.о. начальника управления по контролю за легальным оборотом наркотиков Второго департамента ФСКН России генерал-майор полиции Виталий Демченко и замначальника зонально-следственного управления следственного департамента ФСКН Олег Логунов. По итогам работы приморское управление ФСКН заняло в этом полугодии первое место в России, а значит, приморских наркополицейских можно смело назвать лучшими в стране.
Быстрое становление
Вообще, как объяснил после заседания коллегии на пресс-конференции Виталий Демченко, тем регионам, где имеются порты, всегда сложнее. Он знает о проблеме портовых городов и наркотических транзитов не понаслышке - в центральном аппарате наркоконтроля он работает всего несколько месяцев, а до этого возглавлял УФСКН по Калининградской области. "Уровень наркотизации всегда выше там, где имеются порты, - отмечает Демченко, - этому способствуют транспортные возможности портов и всевозможные транзитные маршруты!".
Справка "В"
Ближайший сосед Приморья - Хабаровский край, по результатам полугодовой работы находится на 10-м месте из 89 регионов. Представители центрального аппарата УФСКН России отмечают, что в Приморье хорошо налажена работа всех органов государственной власти и общественных организаций по противодействию наркомании в рамках губернаторской программы "Приморье без наркотиков". Помимо снижения наркомании на 7,5 проц. медики и социологи отмечают снижение интереса к наркотикам среди молодежи.
Виталий Демченко:
- Когда три года назад, в июле 2003 года, служба только создавалась, многие представители наркобизнеса наивно полагали, что у нас на раскачку уйдет несколько лет: пока мы наработаем агентуру, связи, правоприменительный опыт и т.д. Однако они ошиблись. Становление службы произошло достаточно быстро, а в некоторых регионах, в частности, в Приморье - очень быстро. С этим связаны и такие результаты. Сегодня органы наркоконтроля ставят перед собой все более сложные задачи - конечно, можно "бить по хвостам", задерживая покупателя с 1-2 граммами наркотика, но у нас другая цель, более масштабная: перекрывать наркоканалы, пресекать действия организованных преступных групп и подрывать экономические основы наркогруппировок. И нам это удается. То управление, в котором я сейчас служу, помимо контроля за легальным оборотом наркотиков, а это больницы, госпитали и другие медучреждения, берет под свой контроль и те химические заводы, которые производят или могут производить так называемые прекурсоры. Препараты, при помощи которых из сырья наркотики становятся готовым продуктом. А такого прекурсора, как ангидрид уксусной кислоты, необходимого для приготовления героина, ни в Азии, ни в Афганистане нет в больших количествах. Значит, он поступает туда из других стран, в том числе и из России.
Мы прикладываем сегодня максимум усилий, чтобы лишить производителей наркотиков возможности получить доступ к российскому ангидриду. В Приморье тоже удается сделать многое. Во-первых, уничтожается сырьевая база (в вашем случае - дикорастущая южноманьчжурская конопля), во-вторых, перекрываются международные и транзитные наркоканалы благодаря международным связям. Считайте сами: за прошлый год приморским управлением при содействии китайских коллег пресечена деятельность трех китайских групп, доставлявших зелье в Приморье, в этом году задержаны еще две подобные "организации" с корнями из КНР. Кроме того, в вопросах противодействия международному наркообороту выстраиваются отношения с КНДР и Японией.
Справка "В"
Оценка работы ФСКН определяется как минимум по шести параметрам. По количеству выявленных наркопреступлений с разбивкой на число сотрудников управления, пресечение групповых преступлений, задержание организованных преступных сообществ, борьба со сбытом, борьба с притонами, противодействие легализации денег, добытых преступным путем. Согласно подсчетам ФСКН РФ доходность от наркосбыта составляет 300 проц., в некоторых случаях доходя до 1000 проц. Отсюда - возрастающие требования к качеству оперативно-розыскной и следственной деятельности подразделений: "выгодность" такого "бизнеса" должна быть уничтожена на корню.
Капканы для полицейского
Как рассказал корреспонденту "В" руководитель приморского УФСКН Александр Ролик, за три года работы управления выявлено свыше 4000 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Расследовано и направлено в суд свыше 1000 уголовных дел, прекращена работа трех преступных сообществ, поставивших сбыт наркоты и "работу" притонов на круглосуточное "дежурство". Но самое главное - люди поверили в наркополицию.
Александр Ролик:
- Население активно помогает нам в борьбе с преступниками. В частности, в день на телефон доверия УФСКН поступает от 2 до 10 звонков, и в половине случаев информация получает подтверждение. Из 300 притонов и точек сбыта, закрытых нашим управлением, в половине случаев первоначальная информация поступила от граждан по телефону. Люди помогают нам и видят нашу работу. Хотя, конечно, есть и невидимая сторона нашей работы: все чаще хозяева конопляных плантаций забираются в глубь тайги, в самые труднодоступные места, куда автотранспортом и добраться нельзя: приходится делать это на конях или пешком. Добавьте сюда специально созданные завалы из деревьев, систему наблюдения, засады, ловушки и капканы - вот с чем приходится бороться, чтобы зелья стало меньше.
P.S. Анализ судебной практики по стране, проведенный силами ФСКН РФ, показал: приговоры по одним и тем же статьям Уголовного кодекса и по одним и тем же фактам в каждом регионе оцениваются по-разному. Например, суды одних регионов не считают потраченные наркосбытчиками деньги легализацией преступных доходов, другие - считают. В итоге и приговоры разные, и сроки для "барыг" разные, и картина единообразного применения закона не вырисовывается. Хотя сбытчики уже успели почувствовать - как бы не был выгоден бизнес, рано или поздно за ними тоже придут:
Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, "Владивосток"