Мужские заботы
Евгений Гришковец. "Планка"
Евгений Гришковец. "Планка"
"Мне не очень нравится, когда некая профессия определяет человеческую сущность, например: он футболист! Я меньше, чем писатель, актер или режиссер. Это позволяет ощущать себя свободным", - так говорил в беседе с корреспондентом "В" Евгений Гришковец.
Возможно, именно внутренняя свобода - в том числе и от застывших определений - формирует огромную популярность произведений Гришковца. "Как я съел собаку", "Дредноуты", "Одновременно" - эти монопьесы от первого лица каждый из зрителей, слушателей, читателей примерял на себя, узнавал себя, находил знакомые ситуации, понимал, что вот это все - о нем! Мелочи жизни, пустяки и фиговинки, на которые обычно не обращаешь внимания, вот они-то и становятся центром сюжетов произведений Гришковца. Потому что именно из таких пустяковинок, как ни странно, и складывается наша жизнь. Именно их мы перебираем в голове, возвращаемся мыслями не раз и не два, именно мелочи расстраивают или радуют нас сильнее, чем что-то большое... Именно мелочами похожи наши жизни. И потому в "я" героя Гришковца любой читатель видел себя...
Казалось, что монопьесы - удачный, прибыльный, привычный для Евгения Валерьевича жанр. Некоторые писатели, актеры, найдя эту самую золотую жилу, разрабатывают ее денно и нощно. Но...
"Никакого творческого кредо, как и жизненного девиза, у меня нет. Я нормальный человек, что ж - девизами жить? Смешно. Девиз - нечто застывшее, как какой-нибудь распорядок дня: по расписанию обед, или там чай, или "в это время я обычно просматриваю прессу":" - все в той же беседе с корреспондентом "В" добавил писатель. Его нелюбовь к рутине, стремление попробовать себя в разном способствовали появлению на свет таких произведений, как "Рубашка" или "Реки", например, или как последнее издание - "Планка". Несмотря на то, что это рассказы в чистом виде, главное сохранено: перед нами - современные истории о современных людях и окружающих их мелочах, повседневных проблемах, которые сегодня или завтра могут свалиться и на нас.
Типичный человек в типичной ситуации - умерла собака, застрял в пробке, приехал в столицу, загулял, влюбился - что можно найти в этом большого, требующего осмысления? Разве могут стать такие ерундовинки предметом серьезного обобщения? Гришковец доказывает - могут. Главное - остановиться, задуматься и присмотреться. И тогда смерть собаки становится поводом для долгих размышлений о семейных отношениях и самом себе; столичный адюльтер - толчком для кардинальных перемен...
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, "Владивосток"