Неприемный век
Житейские обстоятельства, увы, печальные, заставили обратиться к нотариусу - по делам наследства. Такую миссию во Владивостоке выполняет крайне ограниченное число спецов: на каждый район - один. И вот у этого специалиста нужно высидеть в очереди 3-5 часов.
Житейские обстоятельства, увы, печальные, заставили обратиться к нотариусу - по делам наследства.
Такую миссию во Владивостоке выполняет крайне ограниченное число спецов: на каждый район - один.
И вот у этого специалиста нужно высидеть в очереди 3-5 часов. Причем желательно прийти до рассвета - занять очередь. Потому что по делам наследства прием идет только два раза в неделю, да и то несколько часов.
Даже если повезло, ты провел в очереди свои три часа и попал в кабинет со своей пачкой документов, не факт, что миссия твоя будет успешной: справка из ЖЭУ окажется не той формы или попросту устаревшей (оказывается, она может буквально за месяц "прокиснуть!"), не хватит других справок из десятка контор. Потому что никакого "уголка потребителя" или других наглядных материалов, как и что сделать, перед кабинетом нотариуса вы не найдете (так, во всяком случае, в Первореченском районе). Вряд ли вас проконсультируют и по телефону - им некогда! В кабинете тоже - разве что в порядке очереди: ну то есть через три часа. Никакого сайта-помощника в Интернете, увы, тоже не найти. Практически в любом случае придется прийти туда не раз - донести еще бумажки. Скажем, кадастровый план дачного участка (а сразу-то где вы узнаете, что он нужен?). И каждый раз простоять в очереди. При этом размер пошлины, которую вы заплатите нотариусу, составит тысячи рублей:
В очереди уставших, изможденных ожиданием и хождениями по инстанциям посетителей появилась крамольная мысль: а что, нельзя вести прием людей каждый день?! При этом как можно подробнее представив всю вспомогательную информацию.
В эти же дни понадобилось обратиться и в паспортную службу - оформить справку о гражданстве на ребенка. И вновь пришлось собирать бумаги. Например, нужна справка с места прописки мамы ребенка (то есть меня) в 1992 году - в моей ситуации это за 3 года ДО появления на свет ребенка, гражданство которого выясняется. Наверное, в таком выверте есть некая высшая истина:
В каждой инстанции - огромные, многочасовые очереди. И свои дни, часы приема, чаще всего очень короткие: пару раз в неделю, и несколько часов. В остальное время мы, граждане, очевидно, мешаем чиновникам работать:
Вот, скажем, управление Федеральной миграционной службы в разных районах Владивостока, куда сдают документы для оформления загранпаспорта: прием два раза в неделю с 9 до 11 часов. Очередь - с ночи: На оформление гражданства ребенка - тоже два раза в неделю. А что, чаще нельзя, если есть потребность?! И годами ничего не меняется.
Короткие часы приема - в службах Земельного кадастра. В земельных комитетах и десятках других отделов муниципальных администраций.
Или вот ситуация: многие владивостокцы имеют дачные участки в Надеждинском районе. Приехал за справкой в село Вольно-Надеждинское - ближний ли свет? Рабочий день, все сотрудники на месте - но! Неприемный час: Извините, приходите потом. А на неделе - только два приемных дня. Потому и очереди. А мы-то, наивные, надеялись, что навсегда с ними распрощались. Но вместо очереди за колбасой давно и прочно стоит очередь за Справкой.
Огромные, многочасовые очереди в управлении "Роснедвижимости" по Владивостоку - здесь нужно получать технический паспорт на свою квартиру, а без него - никуда. Очередь в Центр регистрации прав тоже нужно занимать с рассвета:
Появился и новый вид очереди! В офис компании своего сотового или фиксированного телефона, куда ты регулярно платишь неслабые деньги, - попросту не дозвониться, не узнать причину сбоя: либо тебе отвечает автоответчик, либо ты в многочасовой виртуальной очереди.
Что же касается присутственных мест, то мало где уютно и удобно (нужно отдать должное: удобно в районных отделах Пенсионного фонда). Во многих же - темные мрачные коридоры, колченогие, переломанные стулья, теснота. Неуважение к людям.
Причем никто и нигде вас не проконсультирует по телефону, какие справки нужны. Бросай работу и приезжай сам.
Чтобы узнать такой список документов в Центре регистрации прав, нужно опять выстоять очередь в стол справок часа два! Но тут хоть в принципе есть такая служба.
В остальные сотни кабинетов и кабинетиков мы входим в неведении - консультирующих служб не предусмотрено. Вот и передают люди в очередях из уст в уста полезную информацию.
Почему же нельзя выстроить работу чиновничьих служб так, чтобы люди, посетители - собственно, ради которых все это и создано - были ко двору всегда? Чтобы их всегда ждали, предложили посидеть. Чтобы не собирались огромные, унизительные очереди! Ведь рабочий день у чиновников - для нас, граждан.
Самое печальное, что все мы безропотно терпим такое к себе отношение:
И вот - о, чудо! - читаю сообщение на официальных сайтах: правительство намерено полностью искоренить в стране очереди за получением всевозможных справок и документов. Речь идет о создании стандартов государственных услуг. И в этих стандартах - не только сокращение сроков ожидания максимум до 30-40 минут, но и комфорт с кондиционерами, и электронная предварительная запись! В рядах первых служб, где нужен порядок, - службы по регистрации прав на недвижимость, по предоставлению сведений из государственного кадастра недвижимости, по оказанию содействия при трудоустройстве. На очереди - еще 19 регламентов, в числе которых - замена и выдача загранпаспортов. А паспортно-визовые службы, скорее всего, будут обязаны работать даже после шести часов вечера, да еще и по субботам.
Пока идет разработка проектов - как это сделать технически, что нужно, чтобы они исчезли, эти очереди, чтобы людей в любом кабинете ждали всегда, а не два часа в неделю. Значит, можно, если захотеть. На эти цели в нынешнем году правительство впервые выделило из федерального бюджета полмиллиарда рублей. Деньги по конкурсу получат те регионы, федеральные министерства и ведомства, которые представят в Минэкономразвития лучшие проекты.
В принципе, многие вещи можно делать и без высшего указания, и без миллионных затрат. Разве не обязаны все службы принимать граждан в любое рабочее время? И размещать нужную, по возможности исчерпывающую информацию: в своих офисах, на специальных и общесправочных сайтах в Интернете? И разве трудно создать справочное окно в каждой из контор, куда идут посетители оформлять какие бы то ни было документы. И обязательно - справочный телефон, где работают терпеливые сотрудники:
Как вы думаете, уважаемые, доживем до этих счастливых мгновений?
Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"