Никита, хранитель памяти
Из воспоминаний о концерте Владимира Высоцкого во Владивостоке в 1971 году: В зале Дворца культуры моряков (ныне Пушкинский театр ДВГТУ) стояла гробовая тишина. Владимир Высоцкий вышел на сцену в водолазке, джинсах и с гитарой в руках. "В театре я играю три роли на букву "г", - начал он, - Гамлета, Галилея, Гитлера". Зал взорвался аплодисментами.
Из воспоминаний о концерте Владимира Высоцкого во Владивостоке в 1971 году:
В зале Дворца культуры моряков (ныне Пушкинский театр ДВГТУ) стояла гробовая тишина. Владимир Высоцкий вышел на сцену в водолазке, джинсах и с гитарой в руках. "В театре я играю три роли на букву "г", - начал он, - Гамлета, Галилея, Гитлера". Зал взорвался аплодисментами.
Спустя 35 лет во Владивосток приехал сын поэта, актера, барда Владимира Высоцкого - Никита Высоцкий. Он не выступает с песнями отца и не кичится своим родством, зато ревностно оберегает его авторские права и возглавляет в Москве Государственный Центр-музей Владимира Высоцкого. Корреспондент "В" встретился с Никитой Владимировичем, чтобы вспомнить о его отце.
Музей человека на Таганке
- Никита Владимирович, расскажите о Центре-музее вашего отца: легко ли было его создавать, кто помогал в организации?
- Специально музей никто не создавал. Когда в 1980 году в стране узнали, что Высоцкий умер, кто-то поставил гитару возле Театра на Таганке, где он играл. Это была не отцовская гитара - просто кто-то принес, но именно у этой гитары люди стали складывать книги, фотографии, посвящения, самиздат. В день похорон, 28 июля, милиция приказала все убрать, и гитару занесли в одну из комнат театра. О музее тогда еще не было и речи, но почему-то люди из разных городов, даже из-за границы, писали письма с пометкой: "В музей Высоцкого в Театре на Таганке". В 1991 году было принято решение создать такой музей. Его основу составили архивы, которые сохранила наша семья, в основном мама отца - Нина Максимовна Высоцкая. Она передала те вещи, документы, книги, которые находились в доме на улице Шверника в Москве (сейчас этот дом снесен), где отец жил с 1961 по 1976 год. Она сохранила и все то, что было в квартире на улице Грузинской, - библиотеку, вещи, его собственный архив.
Однако люди, которые работали в музее, не смогли придать ему некую форму, тогда в 1996 году я сам стал его руководителем. Это достаточно посещаемый музей в Москве. Конечно, его трудно сравнивать с большими историческими центрами, но как музей личности, конкретного человека он в первых рядах.
- Известно, что Марина Влади тоже передала кое-какие личные архивы, записи. Они также хранятся в музее?
- Марина передала архивы отца тогда, когда музея еще и в помине не было. Нет, они хранятся не у нас, а в Государственном центральном институте литературы и искусства. Это приличное и достойное место, но дело в том, что Марина передала архивы на закрытое хранение, то есть их никто не может видеть. Примерно я представляю, что там есть, и думаю, в ближайшее время ничего из этих записей опубликовано не будет. Наверно, это и правильно. В фондах нашего музея тоже есть закрытые архивы, например медицинские документы отца...
- А от поездки Владимира Высоцкого во Владивосток в музее что-нибудь есть?
- Если вы имеете в виду конкретные сувениры, то отец всегда хранил то, что привозил из поездок: от шахтеров - какие-то удивительные угли с вкраплениями, от моряков - кораллы. Но понимаете, он жил на съемных квартирах, например, на улице Шверника у него была настолько маленькая квартира, что там книгу-то положить было негде. Свой дом, где можно было все это разместить, появился только в 1976 году. Во Владивостоке он был раньше: Тем не менее сувениров от моряков сохранилось очень много - есть кортик, модели подводных лодок.
Провинция серьезнее Москвы
- Никита Владимирович, а сами вы знаете что-нибудь о том концерте Высоцкого, который состоялся во Владивостоке 35 лет назад?
- Я знаю, что тогда отец достаточно много выступал по стране. Как правило, это были выступления без афиш, домашние концерты, не совсем легальные, но их не запрещали, хотя бывало, что отменяли. Существует мнение, что отец, не останавливаясь, "чесал" по всему миру. Это не совсем так. Для него любая концертная программа, особенно связанная с выездом, была событием. Тогда его не публиковали, и пластинок выпускали не так много, как хотелось, поэтому концерты были своеобразным способом публикации своих произведений.
Насколько я знаю, во Владивостоке Высоцкий пробыл в течение трех дней, а устроить программу ему помогли моряки. Я тогда был ребенком и узнал об этом, только когда стал директором музея. А сегодня я бродил по Владивостоку, фантазировал и представлял, как это было: думаю, отец и город посмотрел, и с людьми пообщался. Он был человеком общительным, интересующимся, он не только себя показывал, но еще смотрел и слушал. Я знаю, что после этой поездки конкретно Владивостоку песен-посвящений не было. Но все же думаю, пребывание здесь было для него важным событием. Да что говорить: появиться москвичу во Владивостоке - это само по себе событие.
А вообще между Москвой и "не Москвой" существует огромная разница. И дело не в том, что Москва пресыщена - она очень разная, - просто это сумасшедший город, а его жители - люди несобранные и несосредоточенные. Вот, допустим, если бы в Москве кто-то решил открыть мемориальную доску Высоцкому, это было бы сделано так: нашли бы спонсоров, назвали журналистов, еще и денег заработали на этой доске. Но через два дня она бы отвалилась: потому что в суете в эту доску забыли бы винтики вкрутить. Я очень люблю Москву, но там сильно много напускного, поверхностного, и это касается не только отношения к Высоцкому. Сами знаете, пустое ведро грохочет громче. Вот и в Москве громче всех шумят и гремят, как правило, те, кто собой ничего значительного не представляет. Я не могу сказать, что в провинции к Высоцкому относятся лучше или хуже. Просто к нему здесь относятся серьезнее. Возможно, именно поэтому в Москве нет улицы Высоцкого, хотя в Самаре и Новосибирске есть.
- Как вы относитесь к тому, что песни Владимира Семеновича исполняют другие артисты?
- По-разному отношусь. Многие думают, что Высоцкий не любил, когда кто-то пел его песни. Он и сам говорил на некоторых концертах: "Я не люблю, когда меня поют другие". Но опять же, лично я думаю, что он говорил это в сердцах.
Примерно четверть его песен написаны для других. Он записал пластинку с Мариной Влади, там она исполнила семь его песен. Я предполагаю, что ему не нравилось, когда его песни пели плохо, без уважения к тексту, когда их корректировали или сокращали. А когда их пели хорошо, он был доволен. Например, первым исполнителем его песен был товарищ по театру - Николай Губенко. Он играл в не очень удачном и потому забытом фильме "Последний жулик" и пел в нем написанные отцом песни. Высоцкому это нравилось. Что касается меня, то я не люблю, когда песни отца поют без души. Мне, например, очень нравится, как исполняет Высоцкого Гарик Сукачев.
- А исполнители с вами советуются перед тем, как выступать с песнями Высоцкого?
- Советуются, но все-таки каждый исполняет так, как считает нужным. Другое дело, когда мы сами готовим программы и концерты: тогда я лично подбираю песни исполнителям, работаю с аранжировщиками, конечно, кое-что им навязываю. А вообще защитой авторского права отца занимаются три человека - я, мой брат и Марина Влади. Без нашего разрешения выступать с песнями Высоцкого никто не должен.
- Как лично вы считаете, почему Высоцкого до сих пор помнят, любят и слушают?
- В его песнях есть правда. О нем, о времени, о стране. Тогда эту правду было не только боязно говорить, но и увидеть-то было сложно. А он видел и не боялся говорить: Ну и талант, конечно.
Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, фото Нины ПЕТРУХИНОЙ, "Владивосток", и из архива семьи Владимира Высоцкого