Без русалок пышногрудых...

День рождения Владивостока художники решили отпраздновать по-своему. Вернее, не столько отпраздновать, сколько еще раз напомнить: без художественных работ - скульптуры, монументальной живописи, прикладного творчества - город мертв, каким бы изысканным ни был проект архитектора.

11 июль 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1978 от 11 июль 2006

День рождения Владивостока художники решили отпраздновать по-своему. Вернее, не столько отпраздновать, сколько еще раз напомнить: без художественных работ  - скульптуры, монументальной живописи, прикладного творчества - город мертв, каким бы изысканным ни был проект архитектора. Продемонстрировать эту не новую в целом мысль призвана выставка, открывшаяся в залах Дома художника, - "Город, море, ветер, парус". Но в расшифровке на афише строчкой ниже говорится: "Гармония среды". Без нее, этой самой гармонии, нам неуютно на улицах родного города, считает один из организаторов выставки - Владимир Косенко.

- Владимир, впервые в одной экспозиции объединились живопись, декоративно-прикладное искусство,  макеты архитекторов и дизайн-проекты. Зачем такая эклектика?

- Мне и моим коллегам кажется, что наступило время, когда молчать становится невозможно. Посмотрите, что происходит: город, который растет и развивается, наполняется множеством визуальной информации (рекламными щитами, растяжками), по большому счету остается безликим. Задача архитектора - сделать проект. Здание построено и отдается во власть дизайнера. Он решает уже свою задачу - создает интерьер. И она может не совпасть с замыслом архитектора. А уж до художника, который вдохнет жизнь во внутреннее пространство построенного объекта или придаст неповторимый колорит окружающей среде, и вовсе не доходит очередь. Сегодня нет государственных заказов на малую пластику в городской среде, на художественную роспись интерьеров или работу мозаичистов, керамистов, гобеленщиков. Можно много теоретизировать на тему замены традиционного искусства новыми технологиями и прочее, но как выясняется, заказчик после окончания строительства все-таки  обращается к художнику, то есть удовлетворяет свои эстетические запросы. Но заказывает нечто "числом поболее, ценою подешевле". Так, во Владивостоке, где художественная школа всегда считалась разносторонней и сильной, обосновалась русалка китайского происхождения на Спортивной Гавани, китайцы же реставрируют здания, имеющие историческую ценность: Вместо национальной культуры, имеющей глубокие корни, получается некая свалка. Такая же свалка царит и в подсознании обычных граждан, которые не обязаны знать историю искусства, но автоматически берут из окружающей среды визуальный образ своего города. И если этот образ неэстетичен, а порой и просто страшен, то и не испортишь его лишней брошенной бутылкой. Задавленный однотипными зданиями человек чувствует себя пигмеем, становится агрессивным. Примеров множество:  вырванные цветы, разбитые фонари, разрушенные вандалами скульптуры. Хотя кому они мешали? Вот мы и решили объединить в рамках одной экспозиции всех, кто работает над созданием облика города. Заметьте, одного из самых колоритных городов, имеющих неповторимое лицо благодаря своему географическому положению.   Союз архитекторов, Союз дизайнеров и Союз художников Приморья, то есть профессионалы в своем деле, работали над созданием выставки. Кстати, во Владивостоке у них особая задача - они могут не просто облагородить окружающую среду, но связать сушу с океаном, сделать так, чтобы человек не ощущал себя песчинкой в стихии.

Помните магазин фарфора, который сегодня перерос в еще один торговый центр - "Изумрудный"? Когда-то его витрины были оформлены керамическими композициями - фруктами, предметами сервировки. Авторская работа Галины Добрыниной, которая тоже принимает участие в выставке. Так вот, не было человека, который бы не обратил на них внимания. Годы прошли, сегодня уже нет этих витрин. А люди помнят:

Малые скульптурные формы во Владивостоке не востребованы. Хотя почему бы не поставить памятник корабельному коту? Есть же Чижик-Пыжик в Питере...- Владимир, представлены по большому счету интересные работы. Но как их вписать в городскую среду? Ведь искусство и повседневная жизнь - вещи разные...

- Конечно, сегодня вряд ли возможны дворцы и фонтаны. И установленный на днях памятник Кириллу и Мефодию - случай единичный. Но есть более приемлемые формы. Идет реконструкция набережной на Спортивной Гавани (Корабельная уже реконструирована), и что? Нет ни одного заказа на малую скульптуру, фонтанчик, мозаичное панно: То же самое можно сказать и о многочисленных торговых центрах. Да, появляются, как ни в каком другом городе. Но ведь и их можно сделать не одинаковыми новенькими коробками из стекла и бетона. И здесь как раз место художнику или скульптору.

И сегодня художник абсолютно востребован в городской среде. Кстати, в городах Европы малая скульптура - это совершенно нормальное явление. У нас же случаи приглашения художников к работе над объектами единичны: реконструкция железнодорожного вокзала, где все работы выполнены нашими владивостокскими профессиональными художниками на высоком уровне по эскизам, сохраняющим исторический облик вокзала, являющегося конечной точкой Транссиба, и Арка цесаревича на Петра Великого.

Тот же "Версаль" реставрировали китайские рабочие. Роспись обновлялась теми, чьи навыки и эстетический вкус формировались в абсолютно другой культуре. В результате нарушены пропорции, соотношения фрагментов, и общий рисунок перестал работать. Хорошо это или плохо? Результаты сказываются потом, когда речь заходит об общем уровне культуры.

- Вы считаете ситуацию поправимой?

- Конечно. С одной стороны, должны объединиться творческие люди. И наша выставка - первый в этом направлении шаг. С другой стороны, мы, конечно, хотим быть услышанными официальными властями. Именно на этом уровне можно было бы принять решение о создании должности главного художника города, о художественном совете, который решал бы вопросы синтеза искусств во всех объектах гражданского строительства. То есть организовывал тот самый государственный заказ на работу профессиональных художников. И кроме всего прочего регулировал бы профессиональный уровень исполнителей. Тогда бы не замусоривалось городское пространство русалками.

Справка "В"

Владимир Косенко. Художник. Родился во Владивостоке. Окончил Строгановское училище (Москва). Тема дипломной работы - реконструкция аэропорта Шереметьево. Участвовал в работе над комплексными проектами Владивостокского цирка, Дворца пионеров, реконструкции железнодорожного вокзала.

Автор: Ольга ЗОТОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"