Деревня на учете

У ограды громким лаем нас встречает пес Рекс. Нас - это репортеров "В", сопровождающих переписчика Наталью Воронежскую. Ее участок расположен на окраине Вольно-Надеждинского. Сплошь частный сектор. На каждую улицу для обхода приходится тратить по нескольку дней.

11 июль 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1978 от 11 июль 2006

У ограды громким лаем нас встречает пес Рекс. Нас - это репортеров "В", сопровождающих переписчика Наталью Воронежскую. Ее участок расположен на окраине Вольно-Надеждинского. Сплошь частный сектор. На каждую улицу для обхода приходится тратить по нескольку дней.
Рекс не умолкает, предупреждает чужих быть настороже.
- Осторожнее, - предупреждает и Наталья Илларионовна. - У меня были случаи, когда собаки бросались из-за забора.
И уже обращаясь в сторону дома, кричит: "Хозяюшка! Хозяюшка!".
На этот зов выбегает крохотная девчушка, обхватывает за шею Рекса, от чего тот моментально утихает.
- Лиза, здравствуй, - обращается к ней наш переписчик. - Позови взрослых.

- Я здесь была несколько дней назад при предварительном обходе, - поясняет она журналистам. - Еще до начала сельхозпереписи постаралась обойти каждый дом. К кому-то приходила по нескольку раз, не могла застать владельцев. Ведь в нашем селе некоторые подворья выкупили жители Владивостока под дачи, вот и приезжают сюда редко. Тем не менее охватила почти всех. С каждым поговорила о государственной значимости акции, пользе общего дела, познакомила с вопросами, когда просили, помогала составить правильные ответы. В основном люди верно понимают цель моих визитов. Обошлось без хамства и матов. Правда, кое-где встретили настороженно. Боялись, что я из налоговой инспекции, однако после объяснения обычно успокаивались.

Да и то верно, на голове у Воронежской желтая кепка переписчика - за версту видно. Кроме того, на видном месте "бейджик" с указанием всех данных переписчика, в руках папка с опросными листами и справочная документация.

На крыльцо выходит Валерий Мишура - дедушка Лизы. Мы обменялись приветствиями, однако вежливо отказались пройти в дом.

- Вообще-то дом и подворье принадлежат родителям моей супруги, - рассказывает Валерий Аркадьевич. - Несмотря на возраст, Галина Григорьевна и Анатолий Афанасьевич Бояркины - люди занятые. Лизаветин прадед сено заготавливает на зиму. Прабабушка отправилась на поселковый рынок торговать молоком.

Наталья Илларионовна уже все вопросы по имеющимся посадкам обговорила с хозяйкой. Поэтому просит только принести домовую книгу для сверки. Традиционные 15 соток. Как и везде в приморских деревнях, чуть больше половины отдано под картофель. Остальные площади заняты под капусту, помидоры, огурцы, морковь, свеклу, лук и другую зелень. Кабачки, баклажаны, перец, тыква -  это уже на любителя. Кроме того, на таких подворьях растут ягоды и фрукты. В разных вариациях могут быть клубника, малина, смородина, крыжовник, вишня, яблони, груши, сливы, абрикосы, жимолость, ирга. Те, у кого имеется скот,  выращивают кукурузу или однолетние травы на корм животным - ведь комбикорм нынче дорог. По весне часть крестьян делает посадки в теплицах. Сейчас теплицы не используются, и многие про них "забывают" упомянуть.

Статистика знает всеЧто же касается подворий, то у некоторых владельцев значительно больше земли имеется в наличии. Люди не отказываются "от лишней территории" - готовы брать ее в аренду и платить за это деньги. Главной проблемой для домовладельцев, скорее, является незнание своих прав на приватизацию участков. Или отсутствие подтверждающих документов на право владения. Одна бабушка сказала, что получила в наследство дом еще в 1936 году. Поэтому и обратилась к переписчику с просьбой помочь в оформлении законных документов.

Что же интересует государство в ходе анонимного анкетирования? Количество имеющихся земельных участков и их площадь. Что используется, а что нет. Разбивка по видам деятельности: подсобное, фермерское, крестьянское хозяйство, животноводство или огородничество, индивидуальное жилищное строительство. Права собственности. Размеры посевов сельскохозяйственных культур. Количество плодовых деревьев и кустарников, площадь виноградников. Поголовье скота, птицы, пушных зверей, пчелосемей. Учитывается и собственное,  и взятое в аренду.

Разобравшись с посадками, мы решили взглянуть на живность Бояркиных. Коровы в этот момент находились на пастбище. Зато Лиза вооружилась хворостиной и выгнала из загона нам на показ многочисленных курочек и индюшек. Позади важно вышагивал красавец - индюк Петруша. Он явно  здесь самый главный, вся местная птица его побаивается. Увидев чужаков, Петруша решил поставить непрошеных гостей на место. Почище Рекса он кинулся на нас в атаку. И даже клюнул нашего фотографа, находившегося к нему ближе остальных. Отогнав чужаков на безопасное расстояние, индюк погнал свое стадо на выпас. Этого любимца семьи с пышным хвостом, как у павлина, явно не подадут на рождественский стол традиционной индейкой.

Маленькая Елизавета погнала птичек обратно во двор.

- Лизонька, ты не боишься Петруши?

- Боюсь, но я же помощница у бабушки. Она мне доверяет яички собирать, птичек кормить, ягоду заготавливать на зиму.

Мы не стали больше беспокоить своим присутствием нервничавших Петрушу и Рекса и поблагодарили хозяев за открытость и радушный прием.

Наталья Илларионовна также торопилась продолжить свой обход. Она пенсионерка, и эта перепись дает небольшую прибавку к ее семейному бюджету. Впрочем, сумма невелика. Заработок составляет всего 30 рублей с каждого подворья.

Мы прощаемся. Воронежская в своей единственной защите - ярко-желтой кепке отправилась к следующему подворью. Их у нее в селе еще  несколько десятков. Надо успеть до 25 июля достучаться до каждого.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"