Родная мама "Птичьего молока"
Первой своей награды - ордена Ленина была удостоена в 1971 году, затем - ордена Октябрьской революции. В 1982 году стала лауреатом Государственной премии СССР, а четыре года спустя получила звание Героя Социалистического Труда и второй орден Ленина. Занесена в Золотую книгу Почета Министерства пищевой промышленности РСФСР, а также в книгу Трудовой славы СССР.
Первой своей награды - ордена Ленина была удостоена в 1971 году, затем - ордена Октябрьской революции. В 1982 году стала лауреатом Государственной премии СССР, а четыре года спустя получила звание Героя Социалистического Труда и второй орден Ленина. Занесена в Золотую книгу Почета Министерства пищевой промышленности РСФСР, а также в книгу Трудовой славы СССР.
- Это только говорят, что жизнь у кондитера вкусная, как шоколадная конфета, вот и мне приклеили ярлык "сладкая женщина", - с грустинкой улыбается Анна Федоровна. - В действительности это тяжелый труд. Особенно нелегко было поначалу, когда только пришла на фабрику: открытые варочные котлы, сладкая густая масса размешивалась вручную, до мозолей. Вообще производство на "кондитерке" вредное. Сахарная пудра и какао-порошок "на вдохе" - очень неприятное дело для легких, эссенции в концентрированном виде могут вызвать аллергию.
При этом роднее Владивостокской кондитерской фабрики, которая в этом году отмечает свое 100-летие, для Анны Федоровны на свете ничего нет. Ей отдано почти полвека. Это как первая и единственная любовь, поэтому и запись в трудовой книжке одна: принята на работу в 1949 году - уволена по собственному желанию в 1994-м. И любовь взаимная.
Ее имя тоже останется в истории предприятия навсегда уже хотя бы потому, что Анна Чулкова - родная мама шоколадного набора "Птичье молоко". Конфеты "Золотой Рог", одним из компонентов которых был сок лимонника (за них А. Ф. Чулкова получила бронзовую медаль ВДНХ), "Комета" и многие другие, впрочем, тоже ее "детища".
Справка "В"
Трудовой стаж Анны Федоровны Чулковой - почти 45 лет. На Владивостокскую кондитерскую фабрику она пришла в 15 лет, в 1949 году, фасовщицей. В 20 лет стала бригадиром. В 1954-м, после учебы в Москве на кондитерской фабрике "Рот Фронт", организовала новый цех - розничный, он выпускал шоколадные конфеты высшего качества.
Мечталось о "подушечках"
С Анной Федоровной мы встретились у нее дома, в уютной двухкомнатной квартирке в хрущевке на улице Марины Расковой. На столе стоял трогательный букет ландышей, вокруг благоухало множество домашних растений - они просто пышут красотой, что значит добрая энергетика хозяйки. Кругом ни соринки.
"Аня Рогожкина приехала с родителями в Приморье накануне Отечественной войны из Рязанской области. Было ей, самой младшей в семье, в ту пору шесть лет. Жилось трудно, голодно. Отца забрали на фронт, брата Ваню тоже. Каждый день кому-нибудь из соседей приносили похоронки. Вскоре им тоже пришел страшный треугольник - брат погиб под Сталинградом...
Девочка была романтического характера: все мечтали о полной кастрюле вареной картошки с селедкой, а она о конфетах-"подушечках", других просто не знала".
Газета "Приморье", июль 1998 г.
- Анна Федоровна, можно начать со "сладкого вопроса": какие конфеты у вас сегодня самые любимые?
- "Весна", они вроде простенькие, но мне особо нравятся за нежный вкус.
А вообще, когда я пришла работать на "кондитерку" - ее нельзя было назвать фабрикой в полном смысле этого слова: крохотное деревянное здание барачного типа, в карамельном цехе выпускали лишь леденцы, монпансье да подушечки в сахаре. Конфеты сначала заворачивали вручную. В конфетном - варили сахар, в том числе шоколадный, просто какао-порошок плавили и разливали на столы, покрытые пеленкой, вроде брезента. Чертили металлическим "гвоздем" "квадраты", а когда масса застывала, ломали на кусочки. После войны, понятно, первым делом нужно было народ хлебом досыта накормить, тут уж не до кондитерских изысков было.
- А почему пришли именно на эту фабрику?
- Конфет хотелось досыта наесться. А если серьезно - нужда заставила: отец вернулся с фронта весь израненный, больной, нужно было помогать семье. Я к тому времени 7 классов окончила. А здесь как раз набирали на временную работу фасовщиц, делать подарки к новому, 1950 году. В кулечки укладывали карамель, пару конфеток без обертки, пряники, яблоко.
- Можно сказать, повезло, сразу нашли свое призвание.
- Повезло, потому что в самом начале пути встретился человек, который помог определиться с выбором. Это была Федора Силовна Погорелова. Она тогда работала начальником кондитерского цеха. И сразу взяла меня под свою опеку. Сама она простой деревенской девчонкой пришла на фабрику еще в 1921 году, когда это было небольшое частное производство, уборщицей. Это уже потом дослужилась до высот. Как-то Федора Силовна подарила мне на память снимок, где они были вместе с Крупской.
Когда моей наставницы не стало, мы, подхватив почин "Ратному подвигу сороковых - ударный труд восьмидесятых!", включили ее в состав бригады и выполняли за нее план. Помню, за пятилетку на счету Ф. С. Погореловой "накопилось" 6400 рублей (немалые деньги по тем временам) - все перечислили в Фонд мира. Сейчас народ этого просто не поймет:
Так же, не жалея себя, работали мои девчата, которые более 40 лет отдали производству. Среди них Нина Набережных, Вера Рябкова, Клавдия Прочухан, награжденная орденом Трудового Красного Знамени, Ундина Ежова, представленная к двум орденам Трудовой славы. Во многом помогали мне начальник цеха Валентина Зверева, в ее наградном списке значились ордена Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, а также Анна Николаева, удостоенная ордена Трудовой славы, и многие другие.
"...Как-то мой младший внук Коля спросил: "Вот ты, бабушка, всю жизнь, не щадя себя, трудилась. А какое богатство нажила?". Я даже растерялась сначала: Какое богатство у пенсионерки?.. Вспомнила фабрику - и душа гордостью наполнилась. В ней вся моя жизнь. И мое богатство... И внука сумела в этом убедить. Поэтому одной из самых дорогих для меня наград, нисколько не меньше, чем правительственные, было признание Коли: "Бабушка, а я о тебе сочинение написал...".
Газета "Красное знамя", март 1998 г.
Подарок от министра
- Анна Федоровна, а случалось во времена конфетного дефицита с помощью того же "Птичьего молока" какие-то производственные вопросы решать?
- Честно скажу, я этого делать не умела. Хотя в 1982 году, когда стала лауреатом Государственной премии и меня отправили в Москву, ходила на прием к министру пищевой промышленности РСФСР с приморскими конфетами - "Птичкой", "Медным всадником", "Золотым Рогом", "Ракушечками". Но не в качестве взятки, хотелось, чтобы он смог нашу продукцию отведать. Тогда как раз с сырьем было плохо, не хватало какао-бобов, орехов - хоть производство сворачивай, а поставки шли централизованно, через Москву. Вот я и пошла этот вопрос "пробивать". Надо сказать, "Птичье молоко" привело министра в настоящий восторг, он все удивлялся: "Неужели Владивосток такие конфеты делает?". Подписал все мои заявки. А наши шоколадные ликерные бутылочки (75 мл) и глава страны Брежнев с президентом США Фордом отведали, когда во Владивостоке встречались в 1974-м.
"С первых дней, как только конфеты "Птичье молоко" появились на прилавках магазинов, очереди за ними были километровыми. Мужчины считали делом чести добыть хотя бы коробочку в подарок любимой женщине. И сегодня, несмотря на засилье сладкого импорта, они пользуются прежней популярностью. Думаю, так будет и через сто лет".
Газета "Красное знамя", 1992 г.
- А как все-таки появилось на свет наше знаменитое "Птичье молоко"?
- Дело было в начале 1967 года. Один наш министр отдыхал в Чехословакии и отведал там конфеты "Птичье молоко". Они так ему понравились, что он захотел наладить их производство в СССР.
Меня наряду с кондитерами из других городов страны послали в Москву на фабрику "Рот Фронт" в трехдневную командировку, поучиться. Вернулась во Владивосток, начала пробовать, изменила всю технологию выработки "Птички", внесла свои предложения в разработку. Пробу снимали наши девчата. В помощницы определила Марию Волкову и Валентину Гришину, их, увы, уже нет в живых. И пошло дело. По сей день по этой технологии работаем. А сколько специалистов на других фабриках страны в свое время подготовили, тогда секретов никто не таил - было специальное распоряжение из министерства, поскольку вкуснее нашей "Птички" не существовало конфет.
- И сейчас нет. А правду говорят, что все дело здесь в агар-агаре?
- Ничего подобного. Это лишь жилирующая добавка, для застывания.
- А тогда в чем?
- Прежде всего в мастерстве кондитеров, в их чутье. В соблюдении технологического режима. Конечно, здесь все имеет значение: и яичный белок (важно, чем кур кормят), и качество патоки, сгущенного молока, сливочного масла. Надо знать, что "Птичка", скажем, сквозняков не любит и настроение специалиста чувствует. Хотите верьте - хотите нет.
Мы делали до двух тонн в смену, а когда я уходила на пенсию с фабрики - 33 тонны "Птички" в месяц, рекордный вес. Но при этом не в ущерб качеству. И сейчас, когда на предприятии бываю, говорю девчатам: "Держите марку "Птичьего молока". Самым большим ударом для меня будет, если она упадет. Мы с коллегами душу вложили в эти конфеты". На следующий год будет 40 лет, как они появились в нашем городе.
"Марка Владивостокской кондитерской фабрики высоко котируется у дальневосточного покупателя. Среди почетных наград, которых удостоен коллектив, есть и такая: "Оргкомитет Олимпийских игр 1980 года в Москве благодарит коллектив фабрики за оказанную помощь в подготовке и проведении ХХII Олимпиады". Да, выручка от продажи конфет с олимпийской символикой, выпускаемых предприятием, пополнила фонд Олимпиады...".
Газета "Красное знамя", 1981 г.
И радость и беда
- Анна Федоровна, а семья-то вас когда видела? Муж не роптал?
- Так мой Яков Денисович сам сначала на кондитерской фабрике мастером работал, здесь и познакомились. Его тоже посылали в Москву учиться. Мы вместе прожили 43 года, три года назад его не стало. И знаете, как я его потеряла тяжело, до сих пор занозой боль в сердце. Мужу стало плохо вечером, как только возвратился с работы. Я "скорую" вызвала. На следующее утро прихожу в больницу - кровать пустая. Оказывается, он умер, а мне даже не сообщили. И тут же медсестра заявляет: "С вас 100 рублей". За то, что труп из больницы отвезли в свою же анатомку. Сейчас бизнес делают на всех: на живых и на мертвых. Откуда в наших людях такое повылезло?
Дочь Леночка выросла, окончила Дальрыбвтуз, вот уже 27 лет работает на кондитерской фабрике, сейчас занимается маркетингом. Старшая моя сестра Александра тоже много лет трудилась на фабрике, награды имела. Недавно я ее тоже похоронила. Сейчас вся радость во внуках, их у меня двое, и в правнуках: младшенькому Сашеньке еще трех месяцев нет. Хожу нянчиться.
- А что тревожит?
- Душа болит за так называемую сладкую молодежь. Она во многом потеряла ориентиры в жизни. Я не хочу это время ругать, много есть в нем хорошего. Но нельзя было все ломать до основания. В той нашей жизни тоже много замечательного было: уважение к труду, отзывчивость, а главное - мы искренне любили свою Родину. На фабрике жили одной дружной семьей. Я сама воспитала больше 100 подростков, когда работала, были среди них и трудные. Многие ребята, теперь уже взрослые мужчины, до сих пор телеграммы шлют.
Все хорошее в жизни дается только трудом. Это мое убеждение. Об этом я и сейчас говорю, когда встречаюсь с ребятишками в детской библиотеке на улице Калинина. У меня с ними настоящая дружба.
А ведь молодежь у нас неплохая, умная, ей только нужно помочь определиться в жизни.
Опять же, страна такая богатая ресурсами, сейчас не знают, как распорядиться средствами стабилизационного фонда - помогите людям, своим соотечественникам! Даже среди тех, кто сегодня копается в мусорных баках, есть немало людей, кто в свое время был отличным работником, но так сложилась жизнь, не вписался в новые условия. Хватит все под себя грести. На тот свет ничего не возьмешь и два костюма сразу не наденешь.
- Анна Федоровна, если не секрет, какую вы пенсию получаете при всех ваших заслугах?
- Четыре с половиной тысячи рублей. Плюс льгота по оплате жилья. Правда, сейчас, слышала, что-то обещают добавить таким, как я, Героям Социалистического Труда. Что обо мне говорить... Я не бедствую. А вот те, кто со мной трудился с полной отдачей и награды имеет, получают нищенскую пенсию. Вот где несправедливость!
И все же хочется верить в лучшее. Недавно родилась рифма: "Для того, чтобы жизнь прожить - это самое главное, самое трудное. Надо всегда человеком быть. Во все времена..."
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, фото Василия ФЕДОРЧЕНКО, "Владивосток", и из семейного архива Анны Чулковой