Валентин Смирнитский до сих пор сдает экзамены

Москва. Арбат. СССР. 60-е: В многослойной юбке колокольчиком, с легкомысленным обручем в сияющих волосах ворвалась в жизнь Федора Балясникова и его сына Кузьмы солнечная девушка Виктория. Ворвалась как свежий ветерок, а потом исчезла. Потому что не смогла встать между сыном и отцом.

30 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1973 от 30 июнь 2006

Москва. Арбат. СССР. 60-е: В многослойной юбке колокольчиком, с легкомысленным обручем в сияющих волосах ворвалась в жизнь Федора Балясникова и его сына Кузьмы солнечная девушка Виктория. Ворвалась как свежий ветерок, а потом исчезла. Потому что не смогла встать между сыном и отцом.

Два дня владивостокская публика в здании FESCO-холла рукоплескала спектаклю "Девушка его мечты", поставленному по пьесе Алексея Арбузова "Сказки старого Арбата". А любимые актеры - Татьяна Арнтгольц и Валентин Смирнитский возвращали зрителей на 40 с лишним лет назад...

Режиссеры любят блондинок

Татьяна Арнтгольц признается, что ей, 25-летней, нелегко было представить, как жили в начале 60-х. Нелегко ходить по сцене на высоких каблуках в туфлях-лодочках (Таня предпочитает спортивный стиль, хотя обладает даром чувствовать себя комфортно в любой одежде), изящно носить платья-ретро:

- Но я думаю, - улыбается актриса, - что та атмосфера, которая была создана на сцене, позволила мне органично влиться в образ Виктории: Она очень светлый человек, очень тонкой души. Даже не знаю, как бы в такой ситуации поступила я. Хочется верить, что была бы столь же благородной, смогла бы так же поступить и уехать, как Виктоша, оставив двух любимых и уважаемых ею людей.

- Таня, вы, ваш партнер Дмитрий Исаев, ваши ровесники - новое поколение российских актеров...

- Да. И отвечаем за тот материал, который показываем зрителю в зал ли, с экрана ли: Вряд ли мы осознаем всю важность этой миссии, но мы работаем с удовольствием, стараемся соответствовать. Я учусь в каждой своей роли, не люблю работать впустую, стараюсь расти как актриса, мне еще учиться и учиться, у меня огромное количество пробелов, потому что после института не работала в театре. И потому строго отбираю репертуар, руководствуюсь тем, что мне интересно, а что - нет. Если предлагают роль и я чувствую, что это не мое, что внутренне я устроена иначе, чем моя героиня, откажусь. Сейчас меня привлекают героини-ровесницы, близкие по мироощущению. Но никак не романтические, не розовые. Наигралась таких. Более интересны девушки с характером, неординарные, непредсказуемые.

- С каким чувством вспоминаете свою работу в "Простых истинах", в "Талисмане"?

- С теплотой. Но работа в "Простых истинах" ученическая, это было самое мое первое кино, там я впервые увидела, что такое камера, микрофон, софит...

Работа в "Талисмане" была безумно сложная, я спорила с режиссером, мне не хотелось видеть свою героиню такой сахарно-лирической, она должна быть непредсказуема, смешна: И многое в сценарии пришлось переделывать под образ, привидевшийся режиссеру: простой милой девочки. Мне этого не хотелось, надоели слезы, скромные глазки. Долго думала, соглашаться ли на эту работу. Но когда нашли компромисс с режиссером, когда увидела команду, работавшую над "Талисманом", согласилась и не пожалела. Это одно из самых теплых воспоминаний.

- Вы очень много работаете, а как отдыхаете?

- Если на отдых выпадает один день, то дома. А если вы про отпуск, то мы с Ольгой (сестра-близнец Татьяны - тоже актриса. - Прим. ред.) едем к родителям - там море, там лето: Или с друзьями выбираемся на природу. Но это крайне редко. Не помню, чтобы у меня за последний год была целая выходная неделя. У мамы и папы даже на Новый год гостила всего три дня.

Недавно открыла для себя такой активный вид отдыха, как бассейн. Это замечательно. Но если я скажу, что у меня нет времени на личную жизнь, то слукавлю. Хочу выйти замуж, хочу детей: Но пока ничего не планирую. Мне всего лишь 25, и думаю так: как бог даст, так и будет.

И в жизни, и в профессии вообще не люблю загадывать. Когда загадываешь, многое не получается. Просто хочу, чтобы я была нужна в профессии так же активно, как и сейчас, чтобы у близких все было хорошо. Но и сложа руки не сижу, конечно, не жду с моря погоды.

- С вашей сестрой вы пересекались на съемочной площадке?

- Да, совсем недавно снимались вместе у Андрона Кончаловского, даже в одной большой сцене работали вместе, причем играли вовсе не сестер. А в театре пока вместе не работали, "Девушку его мечты" играем в разных составах, сейчас репетируем еще одну антрепризу, тоже в очередь.

- Сложно быть блондинкой?

- В смысле - не считают ли меня дурой? Нет. Это вообще предубеждение. Знаю много женщин, которые не обладают не только белыми волосами, но и умом. Хотя свой цвет волос у меня темнее, мечтаю к нему вернуться. Но пока режиссеры хотят меня видеть блондинкой.

Портос? Ну что ж...

В гримерной он раскуривал ароматную трубку - непременную спутницу всех путешествий, атрибут, без которого Валентина Смирнитского просто представить невозможно. Басовито, по-портосовски хохотал. А на сцене его Федор Балясников - чистая душа, баламут и балагур, мучительно переживал неожиданную старость:

- Вам знакомо это чувство, что молодые в затылок дышат, Валентин Георгиевич?

- Я прекрасно понимаю своего героя. И в кино, и в театре работаю с актерами молодыми, вижу, что они другие. Приходится поспевать, а как же, чтобы оставаться в творческой форме.

- Вы на сцене учитель, для Татьяны например?

- Нет (морщится), нет: Они, конечно, ко мне очень уважительно относятся, но мы на равных. Боюсь стать мэтром, это неправильно. Мы, актеры, всю жизнь, до самой могилы сдаем экзамен - такая у нас профессия. И никакие регалии и звания не имеют значения, будь ты лауреат хоть всех премий, хоть народный-перенародный: вышел на сцену - сдавай экзамен зрителю. И никто не вспоминает, если ты плохо сыграл, какие там у тебя звания. Просто уходят. И расслабляться нельзя. Такая работа, ничего не поделаешь.

- Как вы думаете, почему даже в антрепризе режиссеры все больше обращаются к советской драматургии?

- Мало новых хороших пьес и драматургов. Есть, например, такие авангардные, как братья Пресняковы. Но это исключение, не правило. Отсюда - я сужу по театральной Москве - и обращение к классике, в том числе советской: Арбузову, Розову, Володину. Это крепкая драматургия, в которой есть все, что нужно. Артистам она греет сердце. Возможно, молодежь ее не очень понимает, но Арбузова, например, мы и не пытались осовременить. Мы играли прошлое.

Между прочим, к классике обращается и кино. Это кризис, честно скажем. Театр, кино России пытаются встать на ноги, но пока как-то не слишком уверенно.

- Кстати, о кино. Если попросить вас определить свое отношение к Портосу...

- (смеется) Ну что делать: Не я один такой - не могу сказать, несчастный, но заложник популярной роли. Я к этому философски отношусь. По крайней мере, в кино этой роли не повторял, хотя меня и тянули сыграть такого развеселого толстяка-бретера. Но не повторился и горжусь этим. А то, что остался для многих Портосом, что фильм этот смотрят до сих пор: Ну и слава богу! Хоть след останется в жизни.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"