Европа для бедных
Сколько ни общалась с соотечественниками из центральной части России, путешествие в Японию, ну на худой конец - в Китай для них - предел мечтаний. На деле настоящих буйных мало, и туриста, к примеру, с московской пропиской в той же Поднебесной днем с огнем не сыщешь. Дальневосточники - народ куда более легкий на подъем. Грезим Европой большой, как Франция, и маленькой, как Польша, - и едем туда. Ну и что, что деньги на билет до Москвы и обратно целый год всей семьей копили...
Сколько ни общалась с соотечественниками из центральной части России, путешествие в Японию, ну на худой конец - в Китай для них - предел мечтаний. На деле настоящих буйных мало, и туриста, к примеру, с московской пропиской в той же Поднебесной днем с огнем не сыщешь. Дальневосточники - народ куда более легкий на подъем. Грезим Европой большой, как Франция, и маленькой, как Польша, - и едем туда. Ну и что, что деньги на билет до Москвы и обратно целый год всей семьей копили...
Экскурсионные туры по Европе на автобусе - удовольствие относительно недорогое (в среднем от 300 до 700 долларов). Однако когда собираешься в такое путешествие, построчно расписывая свой бюджет, почему-то чертовски хочется быть москвичкой. Но что такое 9 тысяч километров, когда впереди ждут Париж, Берлин, Брюссель и Амстердам? Вот именно так я и решилась на это автоприключение.
Автобус ждал нас на вокзале в героическом белорусском городе Бресте. Как до него добираться - в одиночку или с другими членами группы, на самолете или поезде - личное дело каждого. Я отправилась поездом "Москва - Брест" и в компании будущих соседей по автобусным местам.
Небьющаяся кружка, подушка, теплый плед: За последние десять минут я уже в пятый раз мысленно перебирала вещи в своем чемодане. Мои попутчики, еще полчаса назад недоверчиво разглядывающие друг друга на перроне Белорусского вокзала в Москве, уже о чем-то оживленно говорили.
Я - единственная из Владивостока. К вечеру поняла: любая реплика, начинающаяся со слов "А у нас во Владике:", действует на западных соотечественников так же, как на украинцев сало. А еще туристы-новички уважают "бывалых". В нашей компании такой есть, и сейчас он, черкая на салфетке план брестского вокзала, дает практические рекомендации:
- Мы прибываем в 5.30 утра. Как только останавливаемся, хватаем сумки и через вокзальную площадь бежим к автобусу. Имейте в виду, помимо нас в поезде едет еще пять групп численностью до 50 человек, время прохождения одной такой группы через белорусско-польскую границу - час-два, мы должны прийти первыми!
После таких наставлений вся команда дружно перевела стрелки своих часов на два часа назад и разбрелась по своим купе. Разница во времени с Владивостоком составила 9 часов.
Пани - урода и поход по склепам
На границу мы прибыли первыми. Сонный белорусский пограничник нехотя собрал паспорта и вернулся через полчаса уже со штампами в них. Через метров пять мы остановились снова - теперь в наши документы заглядывал представитель польской пограничной службы. Так быстро и незаметно мы въехали на территорию "Речь Посполита Польска".
Первая экскурсионная остановка - в Варшаве, а до нее трансферт около 200 километров. Перед дорогой весь автобус единодушно решил остановиться у ближайшей закусочной - умыться и позавтракать.
Возле барной стойки приграничного кафе, шевеля от удовольствия усами и причмокивая, пили крепкий чай трое поляков-дальнобойщиков. В отличие от буфетчиц они с утра были веселы и, хитро прищурив глаза, разглядывали русских девушек.
- Пани - урода! - улыбаясь, громко произнес один из них, не отрывая глаз от Тани из нашей группы.
- А пан - хам! - обиженно фыркнула Татьяна.
Слышавший этот разговор владелец заведения, поляк с русскими корнями, расхохотался и стал объяснять, что "урода" - по-польски "красавица".
Однако, несмотря на русское происхождение хозяина кафе, ни рублями, ни даже евро расплатиться за свой завтрак мы не смогли. Поляки настолько преданы своей валюте - злотому, что никакую другую не признают. Вся группа гуськом обреченно поплелась в "обменник". Он оказался единственным на нашем маршруте, где удалось поменять российские деньги. В остальных городах Германии, Франции, Бельгии и Нидерландов обменять гораздо проще юани, чем рубли - наша валюта не котируется.
После завтрака нас ждала Варшава. Поездка предполагалась недолгой, однако на первом же перекрестке автобус встал в очередь. И дело, как выяснилось, не в обилии машин, а в ужасном состоянии дорог. Как смеются сами поляки, их государство в отличие от других участников Евросоюза еще не накопило денег на дороги. Поэтому узкие проезжие части в ямах и "заплатках" из некачественного асфальта - обычное для Польши явление. Дорогами, неуклюжими постройками и блеклыми вывесками Варшава лично мне напомнила Россию в начале 1990-х. В настоящее вернуло лишь обилие в стране "China town" и, что еще более непривычно русскому глазу, табличек с надписью "Sklep" на каждом втором здании. Вспоминая утреннюю "уроду", мы почувствовали подвох и в "склепах". Как выяснилось, не зря: по-польски "Sklep" всего-навсего "магазин".
Из-за пробок в гостиницу мы попали ночью. Нас поселили в небольшом частном отеле посреди леса неподалеку от польско-немецкой границы со звучным названием "У сосны". По европейским меркам - гостиница класса "две звезды", по российским - все четыре. Хозяин, тоже, кстати, наш бывший соотечественник, встречал постояльцев, как дорогих гостей: радушно махал руками и приглашал отужинать в их ресторанчике. За 5 евро, смешные для европейского общепита деньги, нас накормили наивкуснейшим национальным супчиком из куриных потрохов и картофельным пюре с мясной отбивной. Так завершался наш первый день:
"Мерседесы" и футбол forever
Польско-немецкую границу прошли за 15 минут. Вот и она - долгожданная "шенгенская зона". Через 115 километров Берлин, а пока: зеленые луга вдоль широкой, как аэродром, автомобильной магистрали и по обеим полосам ее "Мерседесы" красные, "Мерседесы" белые, "Мерседесы" серые: Вообще, поразительно: как поляки любят свои злотый и гроши, как французы гордятся своим языком, так немцы дорожат своим автопромом. Их шутка: "В мире есть три марки машин - "Мерседес", "БМВ" и все остальные". Причем "все остальные" в этой стране можно по пальцам перечесть:
В восточную часть Берлина мы въехали со стороны Александрплатц - крупнейшей площади города с телебашней. Высота 368 метров, на макушке вышки - сфера со смотровой площадкой и кафе, которая каждые полчаса поворачивается на 360 градусов. Накануне чемпионата мира по футболу немцы стилизовали сферу под мяч, но даже это не изменило их отношения к этой достопримечательности. Жители Берлина не очень-то жалуют свой символ - телевышку, поговаривая, что, когда солнце параллельно башне, его лучи отражаются от сферы так, что издалека высотку можно принять за огромных размеров крест:
Кстати, проходящий сейчас в Германии чемпионат мира - очень значимое для немцев событие и готовиться к нему они начали загодя. Весной столица Германии выглядела, как после широкомасштабных боевых действий, обновляли буквально все: от дорог до главного берлинского вокзала, через который и предполагался основной наплыв футбольных болельщиков. В итоге чемпионат невольно превратил преображенную Германию в пристанище как для футбольных фанатов, так и для еще более многочисленных туристов.
В Берлине мы высадились на площади в районе старейшего зоопарка Европы - Зоологишер гартен. Когда стояли перед громадными Слоновьими воротами на его входе, не очень-то верилось, что зоопарк открывали еще в 1844 году. Казалось, за день не обойти: общая площадь 34 гектара, а количество животных - более 15 тысяч. Но, скажу честно, за два часа мы обошли его вдоль и поперек, не успев до закрытия посмотреть только на пеликанов.
А торопиться, собственно, было особо некуда - в городе предстояло провести 9 часов. Именно столько времени по правилам немецкой транспортной полиции должен был "отдыхать" на специализированной площадке наш автобус. И дело вовсе не в поломке или капризах водительского персонала, просто европейская полиция строго контролирует рабочее время и отдых шоферов в пути. Водителям, в том числе и нашим, вначале следования выдают тахошайбы (специальные регистрационные листки, которые они сдают вместе с другими документами при отчете за командировку. - Прим. авт.), с помощью которых на особом приборе - тахографе - можно отследить, сколько времени шофер и автобус находились в дороге. И не дай бог, "ездовое время" превысит разрешенные нормы: штрафы за такие прегрешения - от тысячи евро. К слову, оштрафовать в Германии могут и за другие нарушения, например, если в автобусе мусор, если в проходе салона стоит багаж или пассажиры бродят по автобусу во время движения:
Берлин взяли китайцы
Итак, у нас в запасе 9 часов. Чем занять себя - не вопрос, с учетом того, что буквально в нескольких метрах от зоопарка главная западная улица Берлина - бульвар Курфюрстендамм, или Ку-Дамм, как называют ее сами берлинцы. Когда-то Ку-Дамм был дамбой, потом дорогой для верховой езды, теперь это четыре километра шикарных бутиков и торговых центров. Есть где русской душе разгуляться! Однако уже через 15 минут "гуляния" по супермаркетам стало ясно, что ловить нечего: ассортимент китайского рынка на улице Спортивной во Владивостоке по европейским ценам. Даже традиционные немецкие сувениры, и те "made in China".
От разочарования мы купили лишь вещи первой необходимости и с надеждой, что уж там-то нам точно китайского не подсунут, отправились проверить местную кухню. Петляя между многочисленными пабами и пиццериями, мы набрели на ресторан самообслуживания "Marche" - довольно известная и недорогая в Европе сеть. В этих кафе всегда много посетителей, в особенности туристов, а среди персонала нередко встречаются русские и украинские мигранты. Они-то и объяснили главную "фишку" заведения: посетители платят не за еду, а за: тарелки. Их три вида: маленькие - около 3 евро, средние - 4, большие - в пределах 5 евро. Тарелочку берешь в зависимости от того, сколько планируешь съесть. Признаюсь, в первый раз я по незнанию взяла "среднюю" миску и, ограничившись ложкой макарон и какой-то жуткой на вкус вареной морковью, заплатила почти 4 евро (около 130 рублей). Но этот промах уже в последующие разы наверстала с лихвой: от того, как я виртуозно сооружала в своем самом маленьком блюдце "пизанскую башню" из овощей и морепродуктов, у посетителей ресторана непроизвольно открывались от удивления рты.
После экскурсионный двухэтажный автобус провез нас по всем достопримечательностям города. Правда, в рейхстаг в этот день мы не пошли, испугавшись почти не двигающейся двухкилометровой очереди и рассказов о том, что охрана заставит снять даже носки... Тем более что к вечеру нам и без рейхстага искренне верилось, что лучше Берлина в мире города нет:
(Продолжение следует.)
Владивосток - Брест - Варшава - Берлин - Париж - Брюссель - Амстердам - Брест - Владивосток
Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, "Владивосток", Сергей Лямытских (фото), специально для "В"