Возвращение "Черной акулы"

В августе в Арсеньеве состоится событие, далеко выходящее за городские рамки. Во-первых, будет широко отмечаться юбилей арсеньевской авиационной компании "Прогресс" (строго говоря, заводу исполнилось 70 лет еще в мае, но по традиции этот праздник совмещают с Днем авиации).

30 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1973 от 30 июнь 2006

В августе в Арсеньеве состоится событие, далеко выходящее за городские рамки. Во-первых, будет широко отмечаться юбилей арсеньевской авиационной компании "Прогресс" (строго говоря, заводу исполнилось 70 лет еще в мае, но по традиции этот праздник совмещают с Днем авиации). Во-вторых, к этой дате прогрессовцы планируют поднять в воздух боевой вертолет "Ка-50".

Это будет первая "Черная акула" за последние несколько лет.

Серийное производство "Ка-50", вертолета огневой поддержки фирмы "Камов", началось в Арсеньеве в 1991 году. Уже в 1995 "Акулу" официально взяли на вооружение российской армии. К сожалению, начало производства боевой машины совпало с экономическим кризисом и резким сокращением государственного заказа, в результате чего вооруженные силы получили всего несколько таких машин. В последние годы вообще считалось, что конкуренция конструкторских бюро Камова и Миля завершилась победой последнего, и ни "Ка-50", ни новейший "Ка-52", прозванный "Аллигатором" и еще не запущенный в серийное производство, нашей армии больше не нужны. Выпуск "Черных акул" пришлось заморозить. Однако в 2006 году госзаказ возобновился: "Прогрессу" поручено изготовить пока что три "Ка-50".

"Конъюнктура изменилась, в последние два года госзаказ на поставку вооружения вырос в полтора раза. Мы вновь стали востребованными, так как смогли сохранить коллективы, технологии, оборудование, - рассказал "В" глава администрации Арсеньевского городского округа Владимир Беспалов. - Было очень непросто, пришлось с помощью депутатов от Приморья Гришукова и Усольцева добиваться специального заседания комитета Госдумы по безопасности. Благодаря этому, а также положительным заключениям ФСБ, МВД и Минобороны удалось переломить мнение Генштаба, и теперь в программу вооружения армии включены наши вертолеты. Одно из направлений работы вертолетов ОКБ фирмы "Камов" - это антитеррористические операции в горной местности, где вертолеты Миля показывают себя гораздо слабее. Некоторое время назад два "Ка-50" работали в Чечне и великолепно себя проявили".

Как стало известно "В", не только арсеньевцы, но и губернатор Сергей Дарькин заинтересован в том, чтобы первая "Акула" из новой серии была поднята в воздух к юбилею завода. Планируется пригласить в Арсеньев самых высоких фигур из Минобороны, Госдумы и других государственных институтов. Летящая "Черная акула" стала бы лучшим доказательством состоятельности заводского коллектива. Это тем более актуально с учетом возросшей активности конкурентов арсеньевцев с Ростовского вертолетного завода, где уже свыше 40 лет производятся винтокрылые машины марки "Ми". Буквально 29 мая после заводских испытаний первый серийный вертолет "Ми-28Н" "Ночной охотник", изготовленный ОАО "Роствертол", передан Минобороны РФ. Теперь он должен пройти государственные испытания, тогда как у "Ка-50" они давно позади:

В планах руководства "Прогресса" и местных властей - добиваться увеличения объемов госзаказа, а также наращивать выпуск гражданской продукции. В ближайшей перспективе можно говорить о серийном производстве самолета первоначальной подготовки "Як-152" и учебно-тренировочного "Як-54". Эти самолеты незаменимы для обучения летного состава и могут быть названы преемниками легендарного "УТ-2", с которого еще до войны начиналось самолето-строение на "Прогрессе". Такие машины будут востребованы как в отечественных военных училищах, так и за рубежом.

"Ситуация стабилизировалась, теперь надо развиваться и наращивать объемы, - говорит Владимир Беспалов. - Следующим этапом "Прогресс" должен приступить к выпуску двухместного многоцелевого ударного вертолета "Ка-52". Перед нами вместе с фирмой "Камов" стоит задача провести госиспытания и запустить "Аллигатор" в серийное производство".

Заметно улучшилась ситуация и на втором градообразующем предприятии Арсеньева - заводе "Аскольд". Ему удалось войти в четверку ведущих российских предприятий, выпускающих судовую арматуру для подводного и надводного флота. Например, в Индии сейчас идет реконструкция приобретенного у России тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". Как ожидается, немалую лепту в это дело внесут арсеньевцы.

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"