О людях и вчерашнем дне
Сергей Носов "Грачи улетели". Андре-Марсель Адамек "Самая большая подводная лодка в мире"
Сергей Носов "Грачи улетели". Андре-Марсель Адамек "Самая большая подводная лодка в мире"
Авантюристы... Слово-то какое - каждый в него свой оттенок вкладывает. Кто-то - восторженный: эх, мол, знай наших! Кто-то - осуждающий: лезут, сами не знают куда: Но есть еще один вид авантюризма - не залихватский и не бездумный. Есть те, кто становится авантюристами от отчаяния. От того, что иначе и жить-то нельзя. Именно о таких людях идет речь в двух очень разных, но в то же время в чем-то потрясающе похожих книгах Сергея Носова и Андре-Марселя Адамека.
Не стоит искать схожести стиля или языка. Сергей Носов - блестящий, изысканный и где-то даже хулиганский стилист в "Грачи улетели" словно ведет читателя по извилистой тропе, не давая оглянуться или остановиться - там, на следующей странице, еще интереснее, там сюжет завьется новой цепочкой: И только когда развязка уже почти позади, когда остаются считанные страницы до конца книги, читатель вдруг сам, поневоле остановится, замедлит бег по событиям романа. Захочет переосмыслить, понять - и не только героев, но и в какой-то степени себя...
Сергей Носов пишет о прошлом - не столь уж для нас давнем. Все мы - примерно с года 1991 - куда-то бежали. Настала пора оглянуться и подумать, что это было и почему. Не думайте, что "Грачи улетели" - о политике. Нет, это роман об авантюристах, людях немолодых и в общем-то неавантюрных, которых время и ситуация втягивают в события почти что фантастические...
Интересно, что бурные события в России - те самые, о которых речь идет в романе Сергея Носова - отголоском проходят и по "Самой большой подводной лодке в мире". Если бы в тихий, вымирающий Сан-Франсуа-ле-Моль не привели на разделку русскую субмарину, возможно, так и влачили бы свое странное, полуреальное существование герои романа бельгийского писателя Андре-Марселя Адамека. Удушающая атмосфера провинциальной тиши и гибели в забвении - вот что, пожалуй, удалось автору передать ярче и резче всего. Весь в общем-то небольшой роман насквозь пронизан сильнейшими чувствами - именно такими живут доведенные до крайней степени люди. В аду нет места ярости - так, кажется, звучит поговорка: Сан-Франсуа-ле-Моль не ад, но что-то очень похожее. Здесь нет работы. Нет будущего. Нет перспектив. Здесь спивается, топя себя в вине и аутичности, незаурядный лингвист. Здесь гибнет от ненависти к женщинам старый речник. Сюда приезжает отомстить богатым родителям юная безрассудная девчонка...
Судьбы чужих еще недавно людей Андре-Марсель Адамек связывает в цепочку, словно четки нанизывает. И уже не понять, где какая бусина, уже каждый сам по себе ничего не значит, ведь лодка "Саратов" уже вышла из российского порта навстречу иной судьбе, нежели предназначали ее продавцы-военные, отправляя на металлолом. Удивительно удается автору совместить элегантную интригу с тонкой психологичностью романа. При всем сомнительном моем отношении к современной европейской литературе, высасывающей сюжеты из мизинца левой ноги, не могу не признать: Андре-Марсель Адамек поколебал стойкое мое неприятие.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, "Владивосток"