От управления - к самоуправлению
На очередном заседании Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК), состоявшемся 21 июня, депутаты приняли во всех трех чтениях краевой закон "О признании утратившими силу законов Приморского края о порядке решения вопросов местного значения в переходный период".
На очередном заседании Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК), состоявшемся 21 июня, депутаты приняли во всех трех чтениях краевой закон "О признании утратившими силу законов Приморского края о порядке решения вопросов местного значения в переходный период". Ситуацию с реформой местного самоуправления в крае специально для "В" комментирует заместитель председателя ЗС ПК Джамбулат Текиев, избранный на недавнем Учредительном съезде Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) в члены Центрального совета этой новой общественной организации.
- Джамбулат Абдулхалимович, переходный период для реформированного местного самоуправления был введен в крае всего полгода назад и рассчитывался в соответствии с волей федерального законодателя на три года. С чем связана его отмена уже с 1 января 2007 года?
- Действительно, в Приморском крае с началом следующего года все полномочия, предусмотренные для сельских и городских поселений 131-м федеральным законом "Об основных принципах местного самоуправления в РФ", будут полностью переданы муниципальным образованиям первого уровня. И за такие, к примеру, важные сферы, как составление бюджета, ЖКХ и дороги, будут отвечать уже власти поселений, а не муниципальных районов. Принятие закона о прекращении переходного периода стало следствием согласованной позиции и депутатов Законодательного собрания, и администрации Приморского края, и самих муниципалитетов. Собственно говоря, введение переходного периода было лишь мерой предосторожности, чтобы гарантировать население от негативных последствий полнообъемной реформы, как это получилось, к примеру, с монетизацией льгот. Пауза была взята для того, чтобы на деле проверить готовность поселений к самостоятельной работе, к тому же на конец прошлого года не был решен ряд организационных моментов. Например, в положенный срок лишь треть муниципалитетов Приморья сумели зарегистрировать свои уставы, без которых они не могли самостоятельно приступить к формированию бюджетов 2006 года. Поэтому отменяемым ныне законом "О порядке решения вопросов местного значения поселений в переходный период" из 27 полномочий поселениям было оставлено лишь 19, остальные переданы на вышестоящий уровень. Это, прежде всего, формирование и исполнение бюджетов городских и сельских поселений, а также установление, изменение и отмена местных налогов. Кроме того, муниципальные районы и городские округа приняли ответственность за вопросы жилищно-коммунального хозяйства поселений, их газо- и электроснабжение, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем и некоторые другие. Но уже при принятии этого закона говорилось, что в течение ближайшего года перечень полномочий будет пересмотрен по мере готовности поселений. Анализ ситуации в муниципалитетах края, учет мнения глав и депутатов поселений привел к отмене переходного периода, что, в частности, позволит поселениям начать подготовку к отопительному сезону уже сейчас.
- В какой степени решению проблем местного самоуправления поможет новая общественная организация - Всероссийский совет по местному самоуправлению, координатором которой на территории края вы стали по поручению регионального отделения партии "Единая Россия"?
- Приняв участие в работе Учредительного съезда ВСМС, состоявшегося 31 мая в Москве, я убедился, что бедственное положение муниципальной власти хорошо известно не только самим муниципалам, но и федеральной власти, и руководству "Единой России". Партия стала инициатором консолидации всех сил общества для решения проблем местного самоуправления в рамках вновь созданной организации, фактически взяв на себя контроль и ответственность за проведение муниципальной реформы. На съезде прямо говорилось, что местное самоуправление сегодня - это самый бесправный уровень власти, имеющий всю полноту ответственности перед населением и при этом минимальные возможности бюджета. Условия, в которых работают муниципалы, нередко дискредитируют местную власть в глазах населения, жители нередко считают ее совершенно ненужной и неэффективной. Когда главы поселений избирались на свои посты, у многих горели глаза, было огромное желание работать. Сейчас, к сожалению, этот блеск в глазах начал угасать, потому что в существующих условиях глава поселения - фигура номинальная. И полномочий недостаточно, и собственных средств для формирования бюджета у поселений нет. Эта ситуация должна измениться, во-первых, с отменой переходного периода, а во-вторых, благодаря деятельности регионального отделения ВСМС и стоящей за ним партии "Единая Россия". Я вижу нашу задачу в том, чтобы сделать реформу местного самоуправления более эффективной, чтобы вернуть доверие людей к местным властям. Нужно, чтобы жители почувствовали, что депутат или глава поселения, за которого они отдали свои голоса, на деле способен улучшить ситуацию. Если для этого нужно изменение законодательной базы как на краевом, так и на федеральном уровне - мы готовы помочь в этом, тем более что гарантии со стороны Государственной думы были получены на самом высоком уровне.
Автор: Подготовил Александр КАРТАШОВ, "Владивосток"