Моральная тяжесть первого класса
Семилетняя Анечка уже два месяца ходила в школу. До сих пор каждый раз, когда заканчивались занятия, возле школы ее встречал папа и отвозил домой. Но в один из дней девочка вышла из школы и не увидела никого. Подождала десять минут, глядя, как других детей забирают родители, и поняла, что папа не приедет. У Ани началась истерика, до такой степени сильная, что, вдохнув очень много воздуха, она не смогла выдохнуть. Произошла аффективная реакция.
Семилетняя Анечка уже два месяца ходила в школу. До сих пор каждый раз, когда заканчивались занятия, возле школы ее встречал папа и отвозил домой.
Но в один из дней девочка вышла из школы и не увидела никого. Подождала десять минут, глядя, как других детей забирают родители, и поняла, что папа не приедет. У Ани началась истерика, до такой степени сильная, что, вдохнув очень много воздуха, она не смогла выдохнуть. Произошла аффективная реакция.
Малышка хотела заплакать, но произошел спазм дыхательных путей. Она побежала назад в школу к учительнице, единственному человеку, которому доверяла. Рванулась наверх по лестнице и стала падать из-за недостатка воздуха.
К счастью, на лестнице ее увидела другая учительница.
К тому моменту Аня была уже вся синяя и только махала ручками, пытаясь объяснить, что с ней произошло. Снять аффективный приступ было сложно. После того как девочка пришла в себя, выяснилось, что дома ей никто не удосужился объяснить простую вещь - папа, конечно, будет забирать ее всегда, но он ведь может задержаться по любой причине! Аня, увидев, что папы нет, растерялась: она не знала, как ехать домой и что вообще теперь делать. Страх парализовал ее. Закончиться все могло достаточно печально, если бы девочка упала, потеряв сознание.
О том, как правильно выбрать школу, как подготовить к этому событию ребенка и как избежать неприятностей, рассказывает психолог Екатерина Кольцова.
- Выбор школы - очень важный момент. Чаще всего родители обращают внимание на школьную программу, нагрузку и специфический уклон школы, допустим, языковой. Однако забывают, что переход из детского сада в школу - рубежный период для ребенка. Здесь необходимо сделать все для того, чтобы ваш малыш чувствовал себя комфортно в новых условиях. От этого зависит удачная адаптация ребенка в новом коллективе, а в дальнейшем, как это ни странно, - выбор его жизненной позиции.
Четыре правила удачного выбора
На какие же моменты необходимо обратить внимание при выборе школы, чтобы она стала комфортным для ребенка местопребыванием?
Во-первых, важно расположение школы: какая территория ее окружает, есть ли рядом трасса - это определяет уровень шума, загазованности. В первом классе ребенок, как правило, слабо ориентируется на местности, поэтому надо стараться избегать большого количества дорожных переходов по пути следования ребенка. Конечно, оптимальный вариант - когда школа расположена рядом с домом. Если это невозможно, выясните, насколько легко сесть на транспорт, чтобы добраться до школы, сколько времени уйдет на дорогу.
Во-вторых, обратите внимание на здание школы: какова его площадь, обстановка изнутри, размеры классов. Иногда важно даже расположение окон: если класс светлый, это способствует возникновению теплой дружеской атмосферы, если темный - там, наоборот, может возникнуть подавленное настроение. Если ребенок подвержен бронхолегочным заболеваниям, классы не должны быть маленькими и душными, хотя в школах сейчас нередко устанавливают кондиционеры. Психологи говорят, что для того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, в классе не должно быть больше 12 человек. Только в этом случае учитель сможет уделить внимание каждому. Кстати, обычная наполняемость классов - 26 детей.
В-третьих, необходимо узнать, какой в школе штат - постоянный или все время меняется? Есть ли врач? Обычно врачей распределяют по микрорайонам, а это может быть несколько школ. Хорошо, если в школе есть дополнительные воспитатели. Когда учителя берут на себя "продленный день", они получают колоссальную нагрузку.
В-четвертых, желательно показать школу ребенку, чтобы узнать, нравится она ему или нет. При этом вести ребенка в школу нужно не на собеседование или консультацию, а просто, чтобы познакомить с новым местом. Дома малышу подробно расскажите о школе: зачем он туда пойдет, что он будет там делать. Лучше привести как можно больше примеров из собственной школьной жизни. Тогда у ребенка возникает доверие - это было у мамы и папы, это было интересно. Обязательно обращайте внимание на реакцию ребенка на ваши рассказы и не забудьте ответить на все возникшие вопросы малыша.
Спецподготовка для родителей
- Безусловно, необходимо учитывать характер своего ребенка, - рассказывает Лилия Солкан, психолог, член правления общественной организации "Союз психологов и психотерапевтов Владивостока". - Если он усидчивый по натуре, готов трудиться какое-то время, выполнять задания, то подойдет классическая образовательная школа. Если ребенок подвижен, а сейчас, кстати, очень распространен синдром гиперактивности, тогда нужно подбирать особенную школу, где эту активность можно как-то выплескивать. К примеру, в некоторых местных школах применяют новаторские подходы, когда можно вставать или ходить во время урока.
По словам Лилии Солкан, к школьному периоду старательно нужно готовиться и родителям. Когда у ребенка не все получается в школе, то родителям порой просто страшно пойти в школу и узнать, что вы, грубо говоря, плохие родители. В такой ситуации самый лучший выход - это контакт с учителем, потому что именно он днем продолжительное время находится с ребенком, знает его плюсы и минусы, видит особенности его характера. Если у родителей с учителем образуется хороший тандем, тогда все проблемы ребенка с учебой в принципе решаемы.
Специально же готовить чадо к школе не стоит - он, как плод: созрел или не созрел.
- Потребность учиться у детей врожденная, - продолжает Лилия Валентиновна, - поэтому, с моей точки зрения, самая главная задача родителей и педагогов - не погасить это желание, а развивать его. Потребность учиться можно погасить ограничением самостоятельности ребенка. Хотя следует придерживаться золотой середины: начиная с трех лет, ребенок, с одной стороны, хочет все делать сам, но с другой - родители и педагоги должны держать его в определенных рамках.
Вообще классические российские школы рассчитаны на детей, которые очень спокойны, внимательны, усидчивы. Здесь можно говорить о преимуществах или недостатках нашей системы, но в любом случае трудности возникают, когда ребенок не вписывается по своим поведенческим или качественным параметрам под этот стандарт. Зачастую учителя вешают на таких детей ярлык "трудный". Понятно, если класс большой, то у учителя нет времени, возможности и сил найти нужный подход к каждому ребенку. Поэтому родителям в таком случае, возможно, стоит подумать о другом образовательном учреждении, где классы будут поменьше и где в штате есть психолог.
Сколько яблок на березе?
Нынче в каждой школе свои правила приема детей. Это может быть собеседование, когда ребенок отвечает на вопросы психолога или педагога, или бланковое тестирование. К этому моменту тоже нужно подготовиться правильно.
Часто родители переживают по поводу предстоящего собеседования для собственного чада и ведут себя так, будто малыш идет сдавать экзамен на профпригодность. Эта тревога выражается в том, что дома к ребенку предъявляют ряд новых требований: "Отвечай правильно, ничего не забывай! Расскажи все так, как мы тебя учили, иначе в школу тебя не возьмут". В итоге, даже если ребенка принимают в школу спокойно и легко, тревога остается: он запоминает, что некая тетя делает странные вещи, которые говорят о том, хороший он будет ученик или плохой. А малышу подобная оценка ни к чему. Поэтому мама еще дома должна объяснить: "Мы идем в школу просто записаться и познакомиться с учителями".
Родители же зачастую думают, что от тестирования зависит, примут ли малыша в школу. В результате получается так: ребенок лихорадочно перебирает в голове ответы, которые мама просила запомнить, теряется, ручки потирает, глаза прячет: Хорошо еще, если ему дома после этого не скажут: "Ну вот, ты все сделал плохо, как я и предполагала".
Людмила Скукина, директор владивостокской гимназии № 1:
- У нас своеобразный конкурс приема - до пяти человек на место. Физически не можем взять всех. Поэтому смотрим, чтобы дети были психологически готовы к нашей интенсивной учебе. На собеседовании психологи спрашивают у ребенка, к примеру, сколько на березе растет яблок. Мама рядом начинает считать, а ребенок говорит, что на березе яблок не бывает. Он нам подходит. И я считаю, что каких-то особенных знаний у будущего первоклассника быть не должно. Читать, считать - этому должна учить школа. А на начальном этапе малыш должен просто уметь ориентироваться в окружающей среде.
Первая учительница - вторая мама
Еще один важный этап - познакомить ребенка с педагогами, особенно - с классным руководителем. Классные руководители, кстати, сейчас тоже часто тестируют детей на предмет знания букв, цифр.
Желательно, чтобы встреча малыша и первой учительницы, от которой зависит очень многое в его формировании как личности, прошла в максимально комфортной обстановке. Если в школе есть игровой кабинет, где много игрушек и детских книжек, знакомство лучше провести там. Тогда следующий поход в школу уже не будет его шокировать.
- В свете недавних судебных процессов над "учителями-извергами", прокатившихся едва ли не по всей России, перед родителями встал вопрос: можно ли уберечь свое чадо от таких педагогов? Оценить человека, конечно, можно, но предсказать: - разводит руками Екатерина Кольцова. - Конечно, родители должны прийти в школу, познакомиться с педагогами. Понять уровень требований первой учительницы вашего малыша. У каждого педагога требования свои: кому-то важно, как ребенок сидит на уроках, кому-то - красивый почерк. В последнем случае надо быть осторожным, ведь если и мама и папа пишут плохо, то проблемы у ребенка не исключены.
Язык важнее здоровья?
Есть еще пара вопросов, которые стоит выяснить, прежде чем отдавать ребенка в школу. Например, стоит ли отправлять в школу 6-летнего малыша?
Согласно действующему законодательству детей могут принимать в школу с 6,5 лет. Однако если есть заключение психологов, которое говорит, что все когнитивные процессы у ребенка хорошо развиты, можно принимать и шестилетку. Как это определить? Способности ребенка должны в развитии превышать его биологический возраст: он должен хорошо пользоваться ручкой или карандашом, уверенно их держать, в течение 15 минут, не отвлекаясь, писать, рисовать или чертить. Хорошо, если он умеет считать и читать. Существует еще одно показание для того, чтобы отправить в первый класс шестилетнего ребенка, - если физическое развитие ускорено и обгоняет сверстников. Это важно для того, чтобы он не сильно выделялся среди других детей.
Всегда было модным отдавать ребенка в школу с каким-нибудь уклоном, чаще всего - языковым. Однако такая чрезмерная нагрузка с первых дней школьной жизни может пойти во вред. Ребенок начинает сопротивляться процессу обучения, отдаляется от учителя, одноклассников, дома - от родителей. Наступает психофизическая перегрузка, и здоровье ребенка оказывается под угрозой. Это может вылиться и в обычные простудные заболевания, и в обострения хронических заболеваний. Особенно ярко в таких случаях выражаются неврологические симптомы, которые в дальнейшем сложно остановить.
Людмила Скукина:
- В нашей школе предметное образование начинается прямо с первого класса. Причем с первоклашками занимается не один, а несколько учителей по каждому предмету. И дети сами могут выбирать себе любимую дисциплину, которую они хотят изучать больше, чем все остальные. Соответственно, учителя видят, на что нужно сделать упор для каждого конкретного ребенка. Со второго класса у нас начинают изучать английский язык. А с пятого - еще два иностранных языка на выбор. Седьмые классы уже профильные - гуманитарный, точных и естественных наук. Кроме того, ученики гимназии получают основы 11 профессий, начиная с программирования и заканчивая туристическим менеджментом. Так что гимназия сразу учит фундаментально и системно.
Нагрузка или перегрузка?
Как ни странно, проблемы адаптации к школьному коллективу у детей, как правило, не возникает.
- В первую очередь потому, что учиться приходится всем и это неизбежно, - комментирует Лилия Солкан. - То есть ребенку еще в подготовительной группе говорят, что он скоро пойдет в школу и все первоклашки становятся новичками, поэтому трудностей с адаптацией, как правило, не возникает. Как и в любом коллективе сначала начинается процесс "притирки": ребята определяют кто сильнее, кто слабее, и распределяются роли внутри группы.
Трудности чаще возникают у детей, которые не ходили в детский сад и вообще не знают, что такое коллектив. У такого ребенка происходит несколько изменений в жизни: новое место, дистанция с родителями и необходимость вписываться в пространство, которое он в принципе не знает. Если ребенок не ходит в детский сад, тогда полезно посещать какие-то развивающие кружки или группы, чтобы детский коллектив все же был.
Многих родителей мучает вопрос: как заставить ребенка учиться? Что делать, если он постоянно приносит плохие отметки в дневнике?
- Нужно смириться, - категорично заявляет Лилия Солкан. - Но выявить причину, почему он плохо учится. Проведенные исследования на тему "Кто же они, неуспевающие дети?" показали, что это в основном гиперактивные или наоборот - дети с замедленным восприятием. Если ребенок плохо учится, то скорее всего для него не найден комфортный режим обучения. Значит, стоит попытаться изменить образовательный подход.
Педагоги-новаторы говорят, что неспособных детей нет. Школьная программа рассчитана на среднего ребенка, который, в принципе, может ее усвоить. Порой ребенок может плохо учиться из-за проблем в семье. Зачастую семейные проблемы настолько отвлекают внимание ребенка, что он не может сосредоточиваться в школе.
Решать, отдавать в какой-то кружок ребенка или не отдавать, а если отдавать, то в какой, нужно в каждом случае индивидуально. Во-первых, это зависит от желания самого ребенка. Во-вторых, следует учесть, сможет ли он выдержать - физически и психологически -эту нагрузку. Ведь для ребенка очень важно, чтобы у него оставалось время для игры, гуляния.
И все-таки своего ребенка хочется чем-то увлечь, развить его таланты:
- Для этого существуют два подхода, - продолжает Лилия Солкан. - Первый - традиционный. Он заключается в том, что надо отметить, что у ребенка получается лучше, и начать развивать эту способность. Другой подход - нетрадиционный: наоборот, отметить, что не получается, и попытаться сделать из неумения способность. Естественно, необходимо следить, чтобы ребенку было интересно. Приверженцы последнего подхода говорят, что таким образом ребенок развивается как бы равномерно. А вообще для начала необходимо честно себе признаться: заниматься тем или иным делом хочу (или хотел) я или мой ребенок?
Комментируют психологи Владивостокского городского клинико-диагностического центра психотерапии и медицинской профилактики Зоя Лютик и Ольга Шарова:
- Обучение в любой "углубленной" школе - это еще и огромная нагрузка, о которой часто забывают амбициозные родители, страстно желающие, чтобы их ребенок учился именно здесь. Ненормальный ход событий, нарушение адаптации налицо в том случае, если вдруг ребенок не улыбается, не идет гулять, как его сверстники. Значит, такая учеба дается ему с трудом. Тот же вывод можно сделать, если ребенок часто болел за последний год. В таком случае стоит подумать, нужна ли подобная учеба вам и прежде всего вашему ребенку. Если чадо сильно загружено дополнительными занятиями, курсами, кружками и очевидно, что со всем этим не справляется, нужно посмотреть, где эту нагрузку можно ослабить. Например, убрать подальше компьютер, телевизор, которые дают дополнительную информацию и не дают отдыха. Заставлять школьника больше бывать на свежем воздухе, спорт выбрать успокаивающий, например плавание.
Ведь главное для родителей - научить маленького человека просто радоваться жизни. А уж потом он все сам для себя сделает.
Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, Татьяна КУЛИКОВА, Вера КОНЮХОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"