Куда исчезли подарки цесаревича
Во время празднования 115-летия пребывания во Владивостоке цесаревича Николая, будущего последнего императора России, сюда приехало немало гостей. Среди них - АлександрТерюков, старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого ("Кунсткамера") Российской Академии наук, кандидат исторических наук.
Во время празднования 115-летия пребывания во Владивостоке цесаревича Николая, будущего последнего императора России, сюда приехало немало гостей. Среди них - АлександрТерюков, старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого ("Кунсткамера") Российской Академии наук, кандидат исторических наук.
Именно ему принадлежала идея организовать в Санкт-Петербурге в 1998 году выставку, которая включала в себя предметы из собрания подарков, привезенных цесаревичем из путешествия на Восток. Именно Александр Терюков стал ее новым "собирателем". Ведь после выставки в Санкт-Петербурге в 1893 году коллекция была "распылена" по многим музеям: часть в "Кунсткамере", часть - в Эрмитаже, часть - в Военно-морском музее, редкие старинные фотографии из путешествия, сделанные Владимиром Менделеевым, сыном автора знаменитой таблицы химических элементов, - в публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, а некоторые вещи и вовсе исчезли.
Корр. "В" встретился с Александром Терюковым и попросил его рассказать о малоизвестных страницах из истории коллекции цесаревича Николая.
Пенсия рикшам - от Александра III
- Александр Иванович, с чего началось ваше увлечение этой до некоторого времени закрытой темой?
- Вот уже более 30 лет я нахожусь среди музейных вещей "Кунсткамеры", где, в частности, хранится часть коллекции, привезенная цесаревичем Николаем из путешествия на Восток. К слову, в "Кунсткамере" немало уникальных собраний, связанных с Дальним Востоком. К примеру, те, что пересылал императорскому двору, возвращаясь из своих таежных путешествий, В. К. Арсеньев, а также адмирал Посьет, который избороздил все моря и океаны мира.
Что касается темы Николая II, занимаюсь ею давно, а сфокусировался на ней, можно сказать, почти десять лет назад. Во время подготовки в конце 90-х выставки "Императорская коллекция в "Кунсткамере", посвященной правлению династии Романовых, когда мы стали внимательно изучать музейные предметы той эпохи, возникла идея представить отдельно коллекцию подарков Николая II, причем скомплектовать ее из предметов, находящихся в разных музеях. Так, в Петергофе до сих пор хранится форменная одежда Николая II разного времени, там же уцелели две огромные японские вазы с вензелем цесаревича Николая и Великого князя Георгия Александровича, последний тоже участвовал в путешествии, но вынужден был с Цейлона вернуться обратно. В Эрмитаже - громадных размеров японский ковер.
На выставку, которая так и называлась - "Путешествие на Восток", отобрали около 200 экспонатов. Это была первая попытка показать вновь, более чем 100 лет спустя, ту коллекцию, которую привез цесаревич из своего большого путешествия, которое началось в конце октября 1890 года и завершилось в начале августа 1891-го, я называю даты по старому стилю. Оно планировалось как морская кругосветка, с посещением не только Владивостока, но также Алеутских островов, Аляски, затем вдоль побережья через Панамский канал в Атлантику. Все перечеркнул инцидент в городе Оцу.
Во время посещения Страны восходящего солнца Цуда Сандзо, один из полицейских, стоявших в карауле, нанес здесь цесаревичу удар саблей по голове, к счастью, рана оказалась не смертельной. Пострадавший даже не потерял сознание. Но программа визита в Японию по настоянию императрицы была свернута. При этом известно, что цесаревич удостоил двух рикш, которые смогли задержать нападавшего и спасти ему жизнь, высокой награды - ордена св. Анны 4-й степени. И назначена была ежемесячная пенсия по 500 долларов, по тем временам для Японии это были очень большие деньги.
Это путешествие можно сопоставить по грандиозности замысла со вторым великим посольством, первое устроил Петр I, когда отправился на Запад учиться.
Россия должна была недвусмысленно заявить о своем присутствии на Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, о своих планах. Не случайно Александр III в своем высочайшем рескрипте повелевал наследнику престола, прибыв во Владивосток, "приступить к постройке сплошной железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы Сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений".
Цесаревич Николай участвовал не только в закладке уссурийского участка Транссибирской магистрали, но также - гигантского сухого дока, здания Владивостокского железнодорожного вокзала, конечного и потому знакового пункта великого пути.
Наследник престола должен был к тому же установить личные контакты с восточными династиями и первыми лицами стран, где ему довелось побывать. При этом была также продемонстрирована военно-морская мощь России на Востоке, не случайно в путешествие цесаревич отправился на крейсере "Память Азова", в то время он был одним из самых современных кораблей России и вступил в строй буквально за год до путешествия.
Серебряные блюда могли переплавить
- Сколько предметов из коллекции сегодня в "Кунсткамере"?
- Около 500. Причем два из них безусловно видели все, кто хоть раз бывал в нашем музее. Это вьетнамский бог охоты и фигура божества с острова Цейлон. Они стоят у входа. Гигантские скульптуры, насколько знаю, не убирали даже во время блокады.
- Сколько вообще подарков привез цесаревич Николай из путешествия на Восток?
- Точно сказать невозможно. Так, на выставке, организованной по этому случаю в Санкт-Петербурге в 1893 году, представили 1313 порядковых номеров. Но вещей было намного больше. К примеру, в каталоге под одним номером значились сразу 29 книжек с японскими надписями и рисунками. Или "корзина с раковинами", где находились 50 редких по красоте раковин, расписанных по перламутру иероглифами японского алфавита.
С другой стороны, многие вещи, значившиеся в каталоге, сегодня исчезли. Известно, что в Индии наследнику российского престола преподнесли набор серебряных и золотых изделий, украшенных драгоценными камнями. Сегодня их нет. Больше всего пропало подарков, которые преподносились цесаревичу во время его сухопутного путешествия по России, когда он из Владивостока возвращался в Санкт-Петербург через Сибирь. Из громадного количества серебряных блюд, которые ему всюду вручали, уцелели лишь 10.
- Владивостокского среди них тоже нет? К слову, здесь также подарили цесаревичу шкуру тигра, чучело орла и множество других подарков.
- Я не видел их ни в одном музее Санкт-Петербурга.
- Куда же могли подеваться пропавшие предметы?
- Если говорить о блюдах из драгоценных металлов, вполне возможно, часть из них ушла за границу, часть была переплавлена, часть поменяли на оборудование, станки, машины для новой республики. Дело в том, что после революции множество вещей, принадлежавших Николаю II, попали в так называемый музейный фонд. Существуют легенды, что некоторые вещи последний российский император взял с собой в ссылку в Тобольск, а потом в Екатеринбург. Увы, в этих городах следов пропажи тоже найти не удалось.
Кукла О-Мацу живет в "Кунсткамере"
- У каждой музейной вещи, как правило, есть своя история, легенда. Расскажите хотя бы одну из них.
- В начале 80-х годов в "Кунсткамере" на стажировке был один японский исследователь. Как-то в беседе он осторожно поинтересовался у меня : "Куда подевалась большая кукла, которая была подарена цесаревичу Николаю в Японии?". Я объяснил, что кукла на месте, для того чтобы он убедился, мы вынесли ее из хранилища и сфотографировали.
С этим подарком в коллекции Николая II связана особая история. Во время путешествия в Японию цесаревича познакомили с госпожой О-Мацу из Нагасаки. После инцидента в Оцу от японского императора наследнику российского престола преподнесли куклу - "точную копию" О-Мацу в натуральную величину. Куклу выполнил известный японский мастер Кавасима Дзимбей.
- После посещения Владивостока не возникло идеи устроить здесь выставку подарков цесаревича?
- Такая идея действительно есть - организовать ее совместно с музеем им. В. К. Арсеньева в том самом здании на ул. Петра Великого, 6 , где бывал цесаревич, осматривая музейные коллекции. Это было бы вполне справедливо в отношении Владивостока. Важно только, чтобы местная власть идею поддержала, такие проекты очень затратны. Но они стоят того, позволяя нам прикоснуться через вещи, предметы к настоящей истории, почувствовать ее аромат.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, "Владивосток", фото автора и из коллекции МАЭ "Кунсткамера"