Наваждение грешной любви

Когда Бруно Кречмар - солидный критик, небедный человек, уважаемый семьянин - вдруг не на шутку увлекся молоденькой любовницей, он и сам себе не мог объяснить, что же это такое с ним творится. Почему налаженная и во всем его устраивавшая жизнь вдруг покатилась куда-то и почему при этом только теперь, разрушая свой быт и мучаясь, он впервые чувствовал, что живет.

23 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1969 от 23 июнь 2006

Когда Бруно Кречмар - солидный критик, небедный человек, уважаемый семьянин - вдруг не на шутку увлекся молоденькой любовницей, он и сам себе не мог объяснить, что же это такое с ним творится. Почему налаженная и во всем его устраивавшая жизнь вдруг покатилась куда-то и почему при этом только теперь, разрушая свой быт и мучаясь, он впервые чувствовал, что живет. Живет по-настоящему. Возможно, это было наваждение. Наваждение любви.

Именно так режиссер Станислав Таюшев назвал пьесу, поставленную им в академическом театре имени Горького по повести Владимира Набокова "Камера Обскура".

- Я люблю Набокова, - говорит Станислав Владимирович. - Когда он к нам вернулся, великий русский писатель,  долгое время бывший под запретом, для меня это было большим событием. Набоков блистательно владеет языком, он глубоко русский, хоть и писал в Германии, в Америке, и его персонажи, пусть и носящие иностранные имена, русские. По характеру, по глубине.

Долгое время - да и сегодня - Набоков для многих остается автором "Лолиты". Другие же произведения незаслуженно остаются в тени. В том числе и "Камера Обскура". Станислав Таюшев в первый раз перенес повесть на сцену в Новосибирске. Именно тогда и поменял название. Увы, для зрителя "Камера Обскура" - не кассовое имя. Впрочем, если идти от смысла того, что происходит на сцене, "Наваждение любви" - это попадание в точку. Убрав часть второстепенных героев, изъяв несколько сюжетных линий, Таюшев оставил главное. Грешную любовь. Ломающуюся жизнь. Расплату.

Человек искусства всегда нестандартный (Сергей Миллер)- Да, это все та же набоковская тема, чем-то напоминающая "Лолиту", - считает Таюшев. - Только в "Лолите" мужчина влюбляется в ребенка, а в "Камере Обскура" - в девушку 16  лет, это уже дозволено и скандала не составляет. Глубочайшая, интереснейшая повесть, ее нельзя читать без волнения.

Это не бульварный роман, хотя и в основе - почти классический бульварный сюжет: взрослый мужчина, бросив жену, влюбился в молодую, его обманули, это раздвоение между женой и любовницей: Думаю, что практически каждый мужчина в своей жизни проходит через похожие коллизии. Но на то и Набоков, чтобы из банальщины сделать нечто большее, красивое, серьезное.

О чем мой спектакль? Он о любви, слепой страсти, об ответственности человека перед богом и людьми за свои поступки, о трусости, о наивности прекраснодушного человека и о жестокой реальности, которая давит таких людей в первую очередь.

Набоков в отличие от большинства русских классиков сюжетен. Русская литература славится описанием характеров, природы, длинными рассуждениями, а Набоков в этом смысле - западный автор. Короткая повесть, почти детектив, не отпускающий читателя. Поэтому главное, что я постарался передать на сцене, -  сюжетность. Спектакль достаточно короткий, мог бы даже идти без антракта. Я в чем-то подражаю кино этой постановкой и не стесняюсь в этом признаваться. Ведь Набоков мечтал, чтобы "Камеру Обскура" экранизировали, и писал ее как сценарий.

У спектакля и драмы разные законы. Поэтому, укрупнив основную линию - любви Бруно и Магды и того, что из этой любви произошло, Таюшев сделал атмосферу "Наваждения любви" плотной, динамичной, почти кинематографичной. Непросто было актерам, непросто и режиссеру.

- "Камера Обскура" - не пьеса с ровно идущим действием, длинными диалогами: Здесь нет 10-страничных объяснений в любви,  все происходит быстро: он сказал, она сказала - и сцены нет. Из чего-то другого складывается этот спектакль: не только из слов героев, но и из их молчания, проходов, накопления поступков:

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, отдел фотоинформации, "Владивосток"