Право править

Когда в стране была идеология, ее поддерживали на должном уровне партийными, комсомольскими, профсоюзными и прочими собраниями, где звучали руководящие доклады "о текущем моменте", в свете которого ставятся определенные задачи. Требования "текущего момента" отражались на всем: "недремлющий Пентагон" требовал сверхурочной работы, а "освободительная борьба народов Африки" выгоняла на субботники. Куда же "течет" наша современная краевая политика?

23 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1969 от 23 июнь 2006

Когда в стране была идеология, ее поддерживали на должном уровне партийными, комсомольскими, профсоюзными и прочими собраниями, где звучали руководящие доклады "о текущем моменте", в свете которого ставятся определенные задачи. Требования "текущего момента" отражались на всем: "недремлющий Пентагон" требовал сверхурочной работы, а "освободительная борьба народов Африки" выгоняла на субботники. Куда же "течет" наша современная краевая политика?

Нынешний "текущий момент" в России вообще и в Приморье в частности нестабилен: партийное строительство пребывает в зачаточном состоянии, претензии партии "Единая Россия" на лидирующую роль в обществе не находят однозначной народной поддержки, а решение серьезных стратегических задач, поставленных президентом, выглядит не столь оптимистично, как хотелось бы.

Об этом свидетельствуют события на краевой конференции "Единой России", прошедшей в минувшую субботу, 17 июня. Конференция приобрела несколько скандальный оттенок - из привычной колеи собраний прежних времен, где все выступающие "поддерживали и одобряли", мероприятие вышиб "затесавшийся" на конференцию гость - депутат ЗС ПК Николай Марковцев. Который громко поставил под сомнение благостную отчетность единороссов друг перед другом. И потому именно о проблемах, а не о достижениях мы решили спросить у Леонида Премингера, возглавляющего организацию "Единой России" в Первомайском районе Владивостока.

- Можно это расценить как пиар, когда депутат зарабатывает очки для переизбрания яркой оппозиционностью, - ведь власть, сколько бы ни делала, всегда делает мало! - если бы не та "сермяжная правда", что содержится в позиции депутата. Ведь по большому счету Марковцев подает пример работы избранника народа в представительной власти: добиваться поставленных целей и красноречием, и дипломатией, и демаршами.

И дело ведь не в позиции депутата, а в том, какова сегодняшняя реальность и какова динамика социально-экономической ситуации в нашем крае, регионе и стране: если есть сдвиги к лучшему, то никакая Баба-Яга, будь она хоть сто раз "против", не убедит людей, что все плохо. И наоборот: если положительных сдвигов нет, то никакая Василиса Премудрая не докажет людям, что они живут день ото дня лучше. Поэтому, мне кажется, говорить надо не о чьих-то субъективных мнениях, а о самой объективной реальности - какова она? И лучше не голословно, а вооружившись цифрами и выводами экспертов.

Что у нас сегодня на пике актуальности? Это, во-первых, принятые уже приоритетные национальные проекты: "Здоровье", "Образование", "Доступное жилье", "Развитие агропромышленного комплекса". Во-вторых, это задачи, сформулированные в послании президента РФ к Федеральному собранию: демографическая проблема, которую следует срочно решать, всемерно поддерживая материнство и детство, семью; дальнейший рост экономики и борьба с бедностью, повышение реальных доходов людей и, конечно, наша обороноспособность. Ну и, в-третьих, это коррупция и организованная преступность, уже давно принявшие угрожающие масштабы.

То есть проблемы у нас, безусловно, есть, и их много. И дальше уже вопрос в том, под каким углом рассматривать эти проблемы, где и как искать пути их решения? Увы, ни одна проблема не решается одним фактом ее констатации - углядели мы коррупцию, сформулировали, она и рассосалась сама, с перепугу: Так не бывает. И поэтому мало понимать факт наличия проблемы, надо еще найти ее корни, причины, изыскать пути и возможности решения ее. Это и есть работа для депутатов - от местного самоуправления и органов законодательной власти субъектов Федерации, до центра, федерального уровня включительно.

Мы слышим, что президент сказал: надо срочно принять меры для повышения рождаемости, снижения смертности, переломить демографическую ситуацию. А что, мы раньше, до слов президента, не догадывались об этом? Не видели, не слышали, не понимали, что происходит? Это не наши знакомые, коллеги и соседи уезжали из края, из страны?

Не стоит обманывать самих себя: мы все это видим и понимаем. А вот если мы еще и работаем в этом направлении, то и вовсе молодцы. В крае строятся дома по программе "Квартира - молодой семье"? Строятся, семьи получают жилье, а значит, возможность рожать и растить детей. Мало строим? Да, мало! Так давайте вместе думать, как строить больше, быстрее и дешевле! Что этому мешает?

Национальные проекты - "Здоровье", "Образование", - а раньше мы ничего не делали в этом направлении? Не поддерживали в крае медицинские, образовательные учреждения, не ремонтировали их, не обновляли оборудование, не снабжали школы автобусами, а медпункты каретами "скорой помощи"? Делали, снабжали. Мало? Да, мало! Значит, надо думать, решать - как, за счет чего сделать больше! Если из столицы обращают на это внимание, значит, стали понимать, что до сих пор на местах было недостаточно ресурсов для решения проблемы, государство просто возвращается к тем вопросам, которые само же и запустило в менее благоприятной экономической ситуации. И беспристрастные цифры свидетельствуют - мало внимания мы еще уделяем даже национальным проектам: люди не знают о них, люди в них не верят! Вот передо мной данные, и что я вижу?

Например, в апреле о национальном проекте "Образование", о конкретных мерах по реализации проекта ничего не знали 50% опрошенных в ДВФО, и еще 18%  "затруднились ответить", следовательно, тоже не знали! О результатах нацпроекта "Здоровье" в ДВФО 46% опрошенных заявили, что не видят положительных сдвигов, а 29% заметили только рост зарплаты отдельных категорий медиков! О мероприятиях в рамках ПНП "Развитие агропромышленного комплекса" в округе ничего не знали 66% опрошенных, и 67% не смогли ничего сказать о том, какие задачи решает этот проект, для чего он нужен, кому он поможет! О чем это говорит? По-моему, о том, что в реализации ПНП взят слабый старт, говорили больше, чем делали, но и говорили недостаточно, раз до людей информация не дошла:

Зачем вообще приоритетные нацпроекты? Да затем, что в среднем по России врачей осталось 40 - 50 человек на каждые 10 тысяч населения. В ДВФО самое лучшее положение с медиками на Чукотке, у Романа Абрамовича: 79 врачей на каждые 10 тысяч населения, но там жителей кот наплакал. В Хабаровском крае 58 докторов на 10 тысяч человек, а у нас - 53. А между тем детская заболеваемость по статистике почти не снижается: в 2000 году было 37,5 миллиона случаев детских болезней, в 2002-м - 37,9 миллиона, к 2004-му только некоторого снижения добились, до 36,4 миллиона. Достижение - на полтора миллиона меньше заболевших детей? Да! Достаточное по сравнению с общей цифрой? Нет и еще раз нет! И если мы смогли в Первомайке на это лето дать детям сто бесплатных путевок в летний лагерь, то это хоть и маленький, но вклад в общее дело.

Одного только внимания федерального центра мало! Есть вопросы, актуальность которых не ниже ничуть, а то и острее: это наше жилищно-коммунальное хозяйство с вялотекущей реформой, которая никак не даст желаемого эффекта. Это социальное обеспечение наших пенсионеров, которые всей жизнью заслужили достойную старость, но часто не могут себе позволить даже самого необходимого. Это не будущие, а уже имеющиеся дети из социально неблагополучных семей, беспризорники и сироты при живых родителях - откуда они берутся? Жуткие же цифры в масштабах страны: в 1999 году 114 тысяч сирот, в 2002-м - уже 127 тысяч, в 2004-м - 132 тысячи! Это только зарегистрированных! Не государство ли в период наших шоковых реформ 10 - 15 лет назад лишило их детства, вытолкнув их пап и мам на обочину жизни, без работы, без зарплаты, без сбережений, без защиты их прав на предприятиях-банкротах?

Делаем ли мы здесь и сейчас что-нибудь в сфере ЖКХ для поддержки пенсионеров и социальных сирот? Да, что-то делаем: в приемные семьи, опять же в масштабах страны,  попадали 4500 детей в 2000 году, 6500 - в 2002-м, а в 2004-м уже вдвое больше - 11000. Достаточно ли делаем? Мало, категорически мало! Поэтому здесь, в крае, принимаем законы, чтобы облегчить жизнь патронатным семьям, усыновителям:

А у нас еще есть сложная криминогенная обстановка, особенно в районах края, где спад производства, упадок сельского хозяйства привели к тому, что масса трудоспособного населения осталась невостребованной и промышляет морским и лесным браконьерством, злоупотребляет спиртным - 47 000 официальных безработных в крае!

У нас, в конце концов, есть такая проблема, как коррупция, - а она есть, закрывать на нее глаза невозможно! - и в федеральных государственных структурах, и на местном уровне: не переводятся желающие погреть загребущие руки на муниципальном и государственном имуществе, и на таможне, и в судебных и правоохранительных органах. В них надо искать корень проблемы истребления и вывоза за рубеж наших ресурсов - морских, лесных богатств. Поскольку коррупция растет в паре с оргпреступностью, занимая все больше жизненного пространства. А значит, людям этого пространства остается все меньше. О каких тогда планах заселения Дальнего Востока и Приморья в ближайшем будущем можно говорить? Только о лозунге "Крестные отцы всех стран - соединяйтесь!"?

Однако в пессимистическом ключе сказано достаточно. Теперь о хорошем - об огромном пласте проблем, который надо поднять, сдвинуть с мертвой точки, и о роли "Единой России" в этом процессе.

Процесс, безусловно, пойдет - куда ему деваться, если уж президент конкретные задачи ставит? Тут хочешь не хочешь, а работать придется, и со всей серьезностью. Вопрос в методах, которыми достигаются поставленные цели. Оппозиция считает, что партия "Единая Россия" не имеет морального права претендовать на лидирующие позиции партии власти. Мол, народного доверия нет. А его и не будет, пока партия не возьмет на себя ответственность, а значит, и власть как единственную реальную возможность принимать решения и добиваться реализации планов. Ведь если партия должна отвечать за дела тех людей, которые к партии не относятся, за результаты исполнения решений, которых партия не принимала, - это же глупость, не правда ли? А у нас именно так: правительство партия не формировала, министров не назначала, а за результаты ответ держи?

В данном случае, в чем оппозиция права, происходит концентрация власти на местах: "Единая Россия" привлекает все конструктивные силы, принимает меры для ограничения влияния тех сил, которые считает деструктивными, - а опыт "цветных революций" вполне красноречиво показывает, чем чревата "импортная" демократия, - и готовится взять власть. Сначала законодательную, а потом и исполнительную, через утверждение кандидатуры губернатора. Постепенно смещая акценты, чтобы не администрации впредь диктовали депутатам законопроекты, нужные народу, а народ через депутатов, через партию власти и оппозицию доносил до власти свои проблемы и мог требовать решения максимально быстрого и эффективного. Так мы, извините за каламбур, заработаем право править. И если будем править разумно и ответственно, то придет авторитет. А не наоборот - заслужить авторитет, отвечая за чужие решения и за чужую халатность (не побоюсь этого слова!) в их исполнении, совершенно невозможно. Мы ставим лошадь на свое место, а телегу - на свое. Чтобы все могли сдвинуться с места наконец.

Автор: Лариса ЧЕРТЕНКОВА, специально для "В"