Официанты улыбаются только на конкурсах?
В одном кафе Владивостока наткнулась я недавно на симпатичный такой салатик и еще парочку “вкусностей” (мне, наивной, так тогда показалось). Цены для отнюдь не упитанного кошелька были подозрительно доступными, заказанные блюда на витрине смотрелись достаточно аппетитно. И даже обслуживающий персонал улыбался по-голливудски широко. Но за внешним лоском скрывалась такая проза жизни, как непрожаренные котлеты, отдающий уксусом салат и черствые пирожные. И (что самое обидное!) улыбка официанта куда-то подевалась, как только я заикнулась о своих претензиях.
Противоядия - книги жалоб и предложений здесь не оказалось, и я, злая и голодная, решив не тратить остаток нервов на доказательство своей правоты, покинула неуютное заведение.
Этот единичный случай, скажете, не отражает общего положения дел в нашем общепите. Естественно, это сказано не о всех закусочных. И речь не идет о дорогих барах и ресторанах, речь идет о доступных столовых и кафе.
Проходивший недавно во Владивостоке краевой конкурс профессионального мастерства среди поваров, кондитеров, барменов и официантов, ставя одной из задач “повысить культуру обслуживания”, наглядно показал, что такого рода культура чаще бывает лишь на “показательных выступлениях”. Да, такого рода конкурсы дают понять, что не все так плохо в наших столовых и кафе. Декларируются улыбки официантов, ловкость рук барменов-профессионалов, шедевры кулинарии от поваров. А почему бы, скажем, не повышать культуру обслуживания конкурсом “Знаешь ли ты, умелец-официант, потребительские права и запросы?” Ну нет. У нас совсем другое - “Культивирование традиций питания славянских народов”. Интригой конкурса, как на этот раз, может стать борьба за гран-при между “двухэтажным” чудо-тортом “Яблоневый цвет” уссурийских кулинаров с тортами от владивостокского “Хлебного дома”. Конкурс - все больше корпоративная схватка, а не схватка за потребителя.
Нельзя не отметить, что кондитерские изделия здесь были вкусными... и дорогими. Цена накручивается новейшими пищевыми компонентами и ручным производством. То есть если вы поняли, что простому среднестатистическому приморцу такой торт вряд ли по карману, то поняли правильно.
Кроме борьбы между производителями на форуме можно было лицезреть схватку учащихся и профессионалов поварского дела, официантов, барменов. А два наших вуза - ВГУЭС и ДВГАЭУ - поощрили молодых кулинаров Евгения Астраханского и Ольгу Плохонину грантами на бесплатное обучение.
Все то, что наготовили участники во второй день смотра профессионального мастерства, не под силу было съесть ни жюри, ни самим конкурсантам. Организаторы приняли решение устроить благотворительный обед для ветеранов отрасли общественного питания и чаепитие для ребят из детского дома № 2.
Встреча бывшей элиты приморского общепита сопровождалась репликами о том, что никто не забыт, всех помнят, уважают, любят и что есть кому перенять их драгоценный опыт. Услышав последнее, одна из приглашенных с горечью бросила: “Ничего уже от этого опыта не осталось-то...”
Действительно, опыт потерян. Все местные столовые и кафе, как было отмечено даже представителями департамента по потребительскому рынку администрации края, не имеют никакого отношения к государству. И потому, на правах частных собственников, бесконтрольно могут диктовать свои условия клиенту. За красивыми вывесками скрываются черствые пирожные и натуральное сало “Мясо по-московски”. А востребованная горожанами “культура обслуживания” и приятная на вкус и вид продукция, увы, чаще бывают только на конкурсах...