Когда елки летали!

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

В 1972 году 30-летнего Бориса Данчина назначили начальником управления благоустройства города Владивостока. Его карьера для тех времен довольна стремительная. Однако этот взлет не был случайным.

При окончании Уссурийского сельхозинститута он выбрал для защиты практический диплом “Озеленение города Уссурийска”. Защитил его прекрасно прямо в здании горисполкома при стечении многочисленных чиновников. Тут же после защиты ему предложили хорошую должность в городе, но он обрадовался должности мастера в управлении зеленого строительства Владивостока, которое досталось ему по распределению. Ну, а затем стандартные ступеньки – прораб, начальник участка, а затем и управления…

Накануне Нового года молодой, честолюбивый хозяин зеленого строительства задумался: а почему, собственно, елку для главной площади надо везти из тайги на трейлере? И канительно это, и вид красавица теряет в дороге. Созвонился с Артемом, с вертолетчиками. Те на заманчивое предложение слетать за елкой в тайгу согласились. Так первым пилотом, пронесшим 20-метровую ель из Чугуевки на главную площадь Приморья, оказался опытный И. Солодов. Потом это дело стало привычным лет на семь…

В 1979 году елку, как обычно, в середине декабря привезли вертолетом и установили в заранее приготовленный “стакан”. Стали сооружать сказочный ледовый городок.

- Под утро 20-го меня разбудил телефонный звонок, - вспоминает сегодня Борис Дмитриевич. - Звонил председатель горисполкома Виктор Георгиевич Нечаюк. Вставай, мол, Борис, на площади беда… А я и сам чувствую тревогу - за окном шторм. Одним словом, приехал на площадь - ахнул. Моя красавица аккурат в трех метрах от земли переломилась. Горе, конечно, переживаю… Но у меня в любом деле запасной вариант есть. Еще две елки в разных местах были присмотрены. Надо было только погоды дождаться…

А декабрь в тот год выдался злой. Не перестает ветер да и только. Идет день за днем, а вертолетчики говорят: лететь по такой погоде нельзя. Я уже как на иголках. 25-е подходит, советуюсь с Виктором Георгиевичем, решаем. В тайгу отправили трейлер, а с ним небольшой отряд рабочих с грузовиками. Вроде бы дня за два должны были управиться, но уже 28-е, 29-е на календаре. Нет елки! И пейджеров не было в то время, чтобы узнать, в чем дело. Еще быстрее шагаю по кабинету, по площади. 30-го звонит третий секретарь (по идеологии) крайкома партии Владимир Дмитриевич Сафронов: так, мол, и так, дорогой Борис, ты не прав! Елки не будет, и тебя в этом доме не будет. В крайисполкоме, то есть. Вот таким нешуточным был тогда подход к праздникам советских людей. Детей тем более.

Конечно же, в канун Нового года без счастливого случая не обходится. Поздно вечером 30-го на площади райской музыкой зарычал мотор тяжелого трейлера. Следом въехали три грузовика с еловыми лапами в кузовах. А тут уже наготове два гидроподъемника, стремянки и прочее снаряжение. Елку быстро поставили “на попа”. Обломившиеся лапы заменили запасными. Рабочего народа вокруг - куча. Игрушки, гирлянды, иллюминация… К утру все было готово. Самыми радостными на том утреннике были Сафронов, Нечаюк и, конечно же, невыспавшийся Данчин…

А елку с тех пор вертолетом больше не возили. Приспособили металлический ствол с патрубками для втыкания веток. Если хорошо замаскировать, елка как живая. Жалко, что “как”. Лучше было, когда елки летали…