Русскую душу на мякине не проведешь

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

По мнению британских ученых, 2000-летие рождества Христова следовало отметить в 96-м году. Якобы опоздали мы с празднествами. Но столь ли это важно? Как сказал отец Кирилл, председатель приходского совета в Покровском парке, дата эта действительно условная. Не так уж важно, когда он родился, значительно важнее - для чего. Понимая и принимая эту великую миссию, весь православный мир готовится к юбилейной дате. Так что следующий год будет отмечен не просто круглой цифрой, а большим событием.

Размышления отца Кирилла. Дата эта величайшая для всего мира, который сформировался на христианском мировоззрении. Но в преддверии 2000-летия меня терзает тревога. Ведь ныне от христианства осталась лишь оболочка, во всем мире оно теперь в упадке. Многие говорят, что верят в душе, и при этом оказываются в церкви лишь дважды - при крещении и при прощании с земной жизнью. Но вера без дел мертва. И человек, не живущий по заповедям Христовым, тоже мертв.

В нашей стране, полной противоречий во всем, тесно переплелись истовая вера и абсолютное отрицание религиозных постулатов. Русский человек с упоением сбрасывал с храмов кресты, сжигал иконы, десятилетиями с усмешкой посматривал на рясы священников и вдруг “прозрел” и пошел в церковь - детей крестить, самим креститься, венчаться, каяться... Мы - фарисеи? Или так уж сильно подвержены любому модному веянию? А может быть, сыграли свою роль гены? Однако не оставляет мучительное чувство неловкости. Особенно за власть предержащих. Совсем недавно, пригрев на груди партийный билет, они пламенно выступали против религиозного дурмана, а ныне с христианским смирением на лицах держат свечечку и неумело осеняют себя крестом. С другой стороны, и за священнослужителей бывает неловко. К ним ведь верующий человек привык предъявлять особые требования, которым не все представители духовенства соответствуют. Как с сарказмом писал в середине ХVIII века Поль Гольбах, “на действия нашего духовенства мы должны глядеть глазами веры, и тогда мы найдем, что его поведение всегда безупречно”. Только на пороге уже век двадцать первый.

Начали возрождать храмы. Строительство грандиозное. Но при этом пошли разговоры о псевдокультуре - мол, забыли о традициях, скатились до китча. И вновь с чем-то боремся, порою даже не понимая с чем. А в это время молодежь с удовольствием глазеет на красочные шествия кришнаитов, идет по призыву преподобного Муна на стадионы, погружается в темный мир Белого братства.

Размышления отца Кирилла. В сложное время мы живем. С одной стороны, души тянутся к святости, с другой - грехи назад тянут. Семена веры на душу ложатся, но будут ли всходы? Ведь они могут высохнуть или погибнуть в терниях. Действительно, красочность чужих обрядов может на время привлечь юного человека. Но русскую душу на мякине не проведешь - у нас в крови наши традиции. И не можем мы принять чужую веру. Конечно, поначалу молодежь привлекает своеобразная свобода, веселая музыка тех же кришнаитов, а наши службы с долгим стоянием, посты пугают. Но вот попробовали как-то в Америке дискотеки в храмах проводить. Многих русских людей я спрашивал: можно ли? “Ты что, батя, спятил?” - отвечали даже некрещеные. Получается, что православие у нас на уровне генов заложено. Давайте не забывать, что душевность - это не духовность. Душа, клюнувшая поначалу на душевность, вскоре почувствует подмену.

А вот власть предержащие - наша боль. Во время предвыборной кампании кое-кто решил фотографироваться на фоне храма или внутри него. Без разрешения, выставив охрану, внахалку, позировали перед объективами. А потом землю прихода под ресторан отбирают. И это в конце ХХ века. Что, новые гонения начались? Конечно, вины с отца Валентина никто не снимает. Но любой человек слаб и может совершить ошибку. У власти же стоят грамотные люди, они не должны были допустить подобное. Получается, что перед телекамерами говорится одно, а практические дела другие.

Стали возрождаться храмы. И нужно очень ненавидеть Россию, чтобы сказать, что это плохо. Довелось мне побывать в храме Христа-Спасителя в Москве. Впечатление грандиозное. Говорить о псевдокультуре в данном случае неуместно. Псевдокультура не смогла бы сплотить вокруг себя великую страну.

Отец Кирилл - монах. Атеисту понять его сложно. В 22 года, отслужив в армии, учась в ДВВИМУ, он неожиданно даже для себя решает уйти в монастырь и уезжает на Валаам. Говоря мирским языком, это был спонтанный поступок. Сам он говорит: “Снизошла благодать Божья”. Проведя восемь лет в монастыре, он вспоминает его как отчий дом, где остались его братья, о которых очень скучает. Учится заочно в семинарии, много читает. Большинство же из нас плохо знают свою историю, тем более историю православия. Какое имя навскидку можем вспомнить? Лично мне первым приходит на ум хирург-епископ Войно-Ясенецкий, дальше нужно напрягать память.

Размышления отца Кирилла. За два тысячелетия много великих событий произошло. Для меня одни из самых ярких - рождение письменности в церкви, крещение Руси... Александр Невский, при котором решалась судьба страны. Патриарх Тихон, сумевший сохранить веру. Нынешний патриарх - Алексий Второй - совершенно замечательный человек.

Без знания истории мы пропадем, это ведь наши корни. Какое бы большое дерево ни было, без корней оно упадет. И чем больше дерево, тем с большим шумом. Мы - огромная, великая нация с подломленными корнями. Нельзя допустить, чтобы Россия рухнула.

В церковь сейчас, к счастью, потянулась молодежь. Пожилых людей мало - это потерянное поколение. Рожденные после революции, в годы безбожия, они не в силах отличить свет от тьмы. Дети более восприимчивы. Знаю самые обычные семьи, в которых малыши просят их окрестить и почитать молитву. С мирских позиций это объяснить сложно. Их коснулся Господь.

Покровский парк - наша боль и наш грех. У него своя печальная история. Сначала кладбище, где хоронили известных людей, оставивших в Приморье добрую память о себе. Затем - место развлечений. На могилах крутились карусели и устраивались танцы. Сейчас это тихий уголок с двумя часовнями.

Размышления отца Кирилла. Если народ не чтит свою историю, если устраивает праздники на костях, Господь передаст занимаемую им территорию другому народу. Такие примеры есть. Если Россия покается, Господь простит все прегрешения стране, которая с 17-го года в крови. Однако в нашем, почти миллионном городе по будням в храм приходят два-три человека, по выходным - от силы сто. Не потому ли, что не почитаем мы церковь, не чтим отцов и матерей своих, вымирает наш народ?

Сейчас мы завершаем оформление храма Иоанна Кронштадтского, где уже проходят службы. Летом намерены начать откапывать фундамент под храм Покрова Божьей матери. Предполагаем, что сохранился старый фундамент на месте, где сейчас установлен крест. У моих знакомых в Петербурге есть специальная аппаратура, которая способна заглянуть в недра метра на четыре. Вот и посмотрим, можно ли использовать то, что осталось. Новый собор можно будет построить лет за 10. Мы надеемся на помощь спонсоров. Главное - начать, дальше Господь поможет.

Русского человека в храм тянет, когда ему плохо. В праздники же больше приходят посмотреть, полюбопытствовать. Вряд ли из тех тысяч человек, что собирались в Пасху у креста, установленного в Покровском парке, большинство были верующими. Да и на всенощное бдение в рождественскую ночь придут и те, кого родители не удосужились окрестить. Но дело не в этом. Пока пусть будет интерес. Постепенно мы научимся гордиться своей историей, познакомимся с православной культурой. Как сказал отец Кирилл, “у нас пока грустная перспектива, но мы будем грести до конца. Мы должны выстоять и возродить Россию”.