Свет памяти, голос старины...
Мы ощутили себя азиатами. Вдруг сразу привыкли к восточному Новому году и наступающий 2000-й воспринимаем годом Белого Железного Дракона, пытаясь осознать несвойственные нам аллегории. А между тем не мешало бы помнить, что у русского народа всегда были свои собственные обычаи и поверья, суеверия и приметы, передававшиеся из века в век, из поколения в поколение. Давайте вспомним...
29 декабря по традиции был сказочным вечером - детям загадывали загадки, рассказывали всякие страшные истории. 30 декабря - на Анисью Желудочницу (или Анисью Порезуху) в селе резали специально выкормленную для встречи Нового года свинью. Откармливали ее обычно сообща, всем обществом, и угощенье было на весь честной народ - приходи кто хочет, каждому достанется!
В эти дни был разгар Святок, которые в русской крестьянской жизни считались самым большим, шумным и веселым праздником. Наибольший интерес представляли Святки для девушек, ибо для них “будни сменялись широким привольем”, по выражению известного этнографа прошлого века
С. Максимова. Он же заметил, что “гадание составляет центр девичьих развлечений, так как всякая невеста, естественно, хочет заглянуть в будущее и хоть с помощью черта узнать, кого судьба пошлет ей в мужья”.
Девки гадали разными способами: ходили “свинью слушать” и собачий лай ловить, “лили олово” и гадали “на рафлях” - специально расчерченных листах бумаги, подслушивали у церковных дверей и под окнами у соседей, бросали за ворота старый валенок или башмачок через избу, ворожили на вениках и на картах, на воде и на олове...
Самым страшным и противным христианскому духу считалось гадание в бане, в овине. С помощью зеркал. Чтобы оно удалось, надо было непременно снять крест, распоясаться и призвать в помощь нечистую силу. Считалось, что именно “бесы” помогают узнать будущее, но они же способны овладеть человеком в это время.
Парни и девушки до неузнаваемости рядились в разные одежды, с песнями бродили по деревне, заваливали ворота и двери бревнами и санями, “пужали” спящих, изо всех сил ударяя оглоблей по углу избы. Для посиделок и игрищ молодежь в складчину выкупала избу у одинокой солдатки или старухи и гуляла в ней до самого Крещения. Деньги платили наличными, собирая со всех желающих, или отрабатывали после. Игры были непритязательными - в кобылы, в быка, в блины, в гуся, в покойника, в барина, в молчанку и голосянку. Но, как писал все тот же Максимов, “добрая половина игрищ сама по себе составляет остаток варварства, поражающего стороннего наблюдателя своим откровенным цинизмом”. Впрочем, все грехи, что допускались на Святках, можно было поправить очень простым способом - искупаться в проруби в день Богоявления (6 января по новому стилю).
31 декабря считалось Щедрым вечером (а еще Васильевой колядой или Маланьиными сборами). Василия - по древнему обычаю - чтили пастухи и боялись его прогневить. А так как он считался покровителем свиней, то и свиньям праздник есть в году!
1 января - это Новый год, Васильев день, Святой (или свиной) праздник. В этот день положено было подавать свиную голову на стол. Еще обсыпали друг друга зерном из рукава, ходили из дома в дом с поздравлениями и благими пожеланиями, варили кашу, щедрование. Кстати, ни кринку пустую, ни чашку на столе в новогодье нельзя оставлять - нечистая сила в пустоту вселится; хоть лучинкой, да прикрыть надо. А уж коли так случится, что позабудешь, закрутишься по хозяйству, то надо взять хворостину и стегнуть по открытой посуде.
С Новым годом было связано множество примет, причем большинство из них говорили о будущем урожае. Если на Новый год ночь звездная - к урожаю. О том же свидетельствует сильный мороз и малый снежок, а если тепло и нет снега - к неурожаю. Вьюга разыграется - не беда: уродятся орехи. Еще считалось, что если на Новый год что-либо случилось с человеком, то будет целый год случаться. В частности, каков новогодний стол, так будешь питаться и весь год; на Новый год гости - весь год гости. Не следует в этот день платить долгов, не то весь год будешь расплачиваться. В первый день Нового года не стоит выполнять тяжелую и грязную работу. Зато если в этот день кто-то чихает - весь год будет счастливым.
Девушкам неплохо в первый день нового года надевать все новое и до вечера несколько раз переодеваться, чтобы всегда были обновы. И самое важное: женщины в этот день не должны играть в карты, не то куры будут клевать огурцы.
В новогодние дни особое внимание следует обратить на погоду. Вихрями, например, пользуются колдуны, чтобы пересылать людям порчу и всякие болезни. Поэтому в старые времена во время ветра советовали держать рот закрытым. А метель вообще производят черти! В это время они справляют свадьбы или похороны, на которые слетаются cо всех сторон и кружатся в снежных вихрях вместе с ведьмами и колдунами. Метель - самая летная погода и для разного рода чародеев, которые любят поплясать над телом сбившегося с пути и замерзающего человека.
Путник должен остановиться и просить бога, чтобы он прояснил голову, также неплохо помогает чтение молитвы “Отче наш”. Чтобы не заблудиться в метель, надо переодеть обувь с правой ноги на левую и обратно. Можно также положить поверх снега навощенную нитку с завязанным на конце узелком - куда он покажет, там и спасительная дорога. О другом неизменном спутнике зимы - морозе - известно, что это невысокий старик с седыми волосами и длинной белой бородой. Он носится по полям и лесам и стуком своего посоха вызывает лютую стужу. Еще его называют Морозко, Студенец или Мороз-Трескун, потому что от его ударов по углу избы трескаются бревна.
Еще есть такая примета: с 28 ноября, со дня Гурия, Самсона и Авивы, уже не растаять выпавшему снегу. Морозы-железные носы входят с этой поры в такую силу, что даже вся нечисть лихая убегает с земли в свои бездны преисподние, где и скрывается до самых Святок. А вот на Сорок Мучеников (22 марта) пекут из ржаной или овсяной муки сорок шариков, которые называются “сороки святые - колобаны золотые”. Потом их по одному каждый день выбрасывают за окошко, приговаривая при этом: “Мороз, Красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру-поздорову!”. Мороз, наевшись хлебных колобков, уйдет до следующего года и не станет мешать весенним работам. Но до этого, конечно, еще надо дожить...